Sergey Oboguev (oboguev) wrote,

план Маршалла

которым нецые интересовались

Был объявлен США в июле 1947 года и официально назывался Программой Восстановления Европы (European Recovery Program). В просторечии получил название "плана Маршалла", т.к. программа была объявлена тогдашним государственным секретарем (и ранее, во время войны -- заслуженным военачальником) Джорджем Маршаллом.

               

После войны европейская экономика оказалась сильно разрушенной. Американская экономика обладала единственной в мире неповрежденной промышленной базой которая могла предложить ресурсы для программы восстановления Европы. Помимо физических разрушений, сказывались также структурные деформации вследствие почти десятилетней ориентации европейских экономик на военные нужды. Масштабные физические разрушения коснулись также сельского хозяйства. Кроме того, положение напоминало ситуацию в РСФСР после разрушений раннего коммунизма: поскольку промышленность не могла предложить товары, сельскохозяйственные производители не видели коммерческого смысла восстанавливать масштабное производство. Потребительских товаров не хватало, люди голодали, миллионы оказались бездомными из-за разрушения жилищ. Положение утяжелялось суровыми зимами тех лет. Кроме того, даже те районы, которые не пострадали от военных действий, оказывались экономически изолированными из-за разрушения транспортной сети.

Сразу после окончания войны существовала надежда, что Англия и Франция, с опорой на свои колонии, смогут произвести быстрое экономическое восстановление в своих странах и затем в Европе, но успехи французского и английского восстановления оказались скромными и медленными.

Это положение было небезразлично Соединенным Штатам.

Во-первых из-за связанности американской и европейской экономик США нужны были европейские рынки и европейская промышленность, экономическое взаимодействие с ними. Еще в 1920-е годы США пытались предотвратить экономический спад в Европе инвестируя в Европу, предоставляя европейским предприятиям и странам займы и организовывая общие с американскими банками предприятия и проекты.

После 1945 г. в правительстве США сложилось общее убеждение, что нельзя допустить повторения последовавших за первой мировой войной событий и ошибок.

Во-вторых, нищета и разруха в европейских странах подрывали социально-экономический фундамент демократических политических учреждений и делали европейские общества уязвимыми для коммунистических демагогов. Коммунизм никогда не торжествовал в развитых капиталистических обществах "переросших" капитализм, как это предсказывал Маркс. Он побеждал только в обществах слаборазвитых, как раз не доросших до развитого капитализма и переживавших при этом социальную дезориентацию и потрясения в результате войны. А именно в такое или похожее состояние оказались экономически отброшены войной и продолжительной разрухой страны послевоенной Европы.

Чтобы предотвратить такое развитие событий, и был объявлен план Маршалла, который должен был послужить стартером для восстановления европейских экономик. Программа экономического восстановления имела целью восстановить экономики европейских стран и создать устойчивые условия, в которых могли бы выжить и процвести демократические учреждения; и воспрепятствовать тому чтобы нищета, безработица и социальная разруха толкнули избирателей в сторону коммунистических партий.

"Соединенные Штаты должны сделать то, что в их силах, для возвращения миру нормального экономического здоровья, без которого не может быть ни политической стабильности, ни прочного мира. Наша политика не направлена против какой-либо страны, но против голода, бедности, отчаяния и хаоса. Любое правительство желающее содействовать восстановлению встретит полное сотрудничество со стороны Соединенных Штатов." (речь Маршалла)

Прямое военное нападение СССР на ослабленную Европу представлялось в то время менее вероятным (остатки былых союзнических отношений еще сохранялись), чем подрыв европейских обществ изнутри -- осуществляемый в т.ч. при интенсивной поддержке и спонсировании Советским Союзом коммунистических радикалов в европейских странах. СССР делал в то время основную ставку в Европе на попытки подчинения европейских стран коммунизму именно посредством подрывной деятельности, спонсирования европейских коммунистов. В случае "победы" коммунистов в какой-либо стране, эта страна могла быть затем уже распята навечно в этом состоянии посредством советской оккупации.

Два поколения послевоенных политиков сыгравших решающую роль в востановлении Европы были убеждены, что без щедрой поддержки европейских стран Соединенными Штатами сталинские подручные захватили бы власть не только в Праге и Бухаресте, но также в Берлине и Риме, и возможно даже в Париже. Для Сталина поэтому стабилизация Европы (и осуществлявший ее план Маршалла) означала крах надежд на распространение коммунизма и сов-коммунистического влияния в Европе. Сталин поэтому рассматривал план Маршалла в качестве фактического объявления войны коммунизму, как смертельную угрозу для его надежд и планов в Европе и для планов коммунизации Германии.

Подчеркнем, что план Маршалла составлял угрозу именно для коммунистической деспотии, а не для социалистических (социал-демократических) идей. США оказывали помощь европейским странам в которых правили социал-демократические правительства; исполнение плана следовало существенным образом кейнсианским идеям; европейские правительства активно занимались экономическим планированием и национализировали некоторые ключевые области промышленности. Политически, план Маршалла был направлен на укрепление в Европе лево-центристов, и отрыв избирателей и политиков от коммунистических радикалов. План Маршалла боролся за сердца и умы, а не только за рты и желудки.

США и прежде оказывали помощь разрушенным войной странам Европы. В 1945-47 гг. объем этой помощи составил около 9 млрд. долларов, в основном в форме ленд-лиза и помощи американских войск в востановлении инфраструктуры. СССР также обращался к США с просьбой о займе. Труменовская администрация смогла предложить СССР займ в размере $1 млрд. при условиях сохранения открытости экономик оккупированных СССР стран восточной Европы, принятия СССР общих принципов торговли и советского участия во Всемирном банке и МВФ. СССР счел эти условия неприемлемыми для себя.

План Маршалла поставил помощь европейским странам в объеме $13.3 млрд. Чтобы поместить в контекст, 13.3 млрд составляли 5.4% ВНП США, что в сегодняшних масштабах соответствовало бы сумме около $650 млрд. Основная часть этой помощи была безвозмездной, лишь малую часть составляли займы.

Выделением этой суммы в бюджете США обеспечивались американские поставки продовольствия, промышленных продуктов, сырья и оборудования. Кроме того, Европе оказывалась также интенсивная помощь поставками технологий и экспертной помощью в восстановлении.

Сам план использования помощи, однако, как было обусловлено Маршаллом с самого начала, должен был быть выработанным самими европейцами, сообща. "Инициатива, я считаю, должна исходить из Европы" было заявлено Маршаллом в речи оглашающей план. Правительства европейских стран должны были, по условию плана, координировать свою экономическую деятельность для достижения максимальной эффективности. План таким образом был фактически направлен на экономическую интеграцию стран Европы и развитие торговли между ними. Для выработки плана был образован общеевропейский Комитет Европейской Экономической Кооперации (CEEC) в который вошли 16 стран и который позднее перерос в постоянно действующую Организацию Европейского Эконмического Сотрудничества. Возникшие из плана Маршалла европейские экономические объединения (OECD/ОЭСР, Европейское сообщество угля и стали, бреттон-вудская система требующая свободной торговли) привели со временем к интеграции Европы в ЕС, и к недопущению нового конфликта между европейскими странами.

План Маршалла оказался исключительно успешным. В годы его действия ежегодный прирост ВНП западноевропейских стран составлял 15-25%. План Маршалла имел колоссальное значение для быстрого восстановления европейского машиностроения, химической и сталелитейной промышленности и других отраслей экономики, а также улучшения жизненного уровня населения. В 1949 году план Маршалла был расширен (в модифицированном и более ограниченном виде) президентом Труменом на менее развитые страны во всех районах мира (Point Four Program). План Маршалла положил начало экономическому буму европейских стран продолжавшемуся по 1975 год.

* * *

А что же СССР?

Хотя к лету 1947 года СССР уже успел показать себя как угнетатель окружающих народов и как государство с агрессивным поведением на международной арене, остатки союзнических отношений и надежды на возможную "оттепель" в Европе и вовлечение СССР в цивилизованный характер международных отношений сохранялись, поэтому план Маршалла был предложен также и СССР и странам восточной Европы.

США расчитывали, что:

1) участие СССР в европейском сотрудничестве целительным образом скажется на поведении СССР, его политическом менталитете и оцивилизовывании его отношений с окружающими странами,

2) экономические связи стран восточной Европы с остальной Европой, с демократическими обществами Европы, ограничат возможность диктата советского тоталитаризма в восточной Европе и поддержат демократию и свободу в оккупированных СССР странах.

Это-то и было полностью неприемлемо для СССР.

В отношении СССР, впрочем, иллюзий к лету 1947 года оставалось уже мало. Ни США, ни ведущие европейские державы -- Англия и Франция -- не желали поэтому на деле участия СССР в плане Маршалла, поэтому когда СССР (ожидаемо) отказался от участия в плане Маршалла, никто по этому поводу не расстроился; пожалели только об участи восточноевропейских стран попавших под советский коммунистический сапог.
План Маршалла встретил ожесточенное сопротивление также в Конгрессе США, причем как со стороны республиканцев (во главе с Тафтом) не желавших роста государственных трат, так и со стороны "левых" (во главе с Уоллесом) опасавшихся увеличения раскола с СССР. Правая оппозиция была уговорена тем, что выделяемые бюджетные средства пойдут на закупку товаров американских производителей и транспортировку американскими судами, хотя немалая часть закупок позднее осуществлялась также в Канаде. Левая оппозиция практически исчезла после того как в феврале 1948 года СССР на виду у всего мира растоптал демократическое правительство в Чехословакии.

Помнится, мне некогда попала в руки книга -- дневник одного французского физика проработавшего некое время в СССР. Он остроумно заметил, что СССР представляет из себя систему с отрицательной температурой. Кто не знает -- это системы с инверсной заселенностью уровней, перевернутые с ног на голову. Они могут некоторое время сохранять стабильность, но устойчивость их невысока. Если же эти системы входят во взаимодействие с нормальной системой, происходит их катастрофический обвал. Сталинское руководство физики не знало, но безусловно чувствовало, что советская деспотическая система может сохраняться лишь в тщательной изоляции от нормальных обществ с капиталистическим, демократическим устройством. Точно так же и сохранить контроль советского сапога над покоренными странами восточной Европы можно было лишь изолировав их от отношений со свободными странами.

Поначалу, прослышав о плане Маршалла и не зная его содержания, Сталин проявил заинтересованность в нем. Он полагал, что СССР после войны находится в могущественном положении и сможет диктовать условия американской помощи Европе. На совещание в Париже были отряжены Молотов и делегация из 89 советских экономистов. Узнав об основных положениях плана Маршалла (общеевропейская кооперация) советская делегация немедленно покинула совещание, а Молотов заявил, что план Маршалла представляет собой "американский империализм" (хотя никакого американского диктата в плане не было, если не считать таковым требование внутриевропейского сотрудничества, по отношению к которому при этом Соединенные Штаты оставались вообще внешними и в него не лезли; конкретика же плана и вовсе разрабатывалась самими европейцами).
Бидо был удивлен поступком Молотова как несуразной глупостью. Уйдя с конференции, заметил он позднее, Молотов избрал верный способ проиграть всё наверняка. Останься Молотов и попытайся торговаться, он мог бы выторговать некоторую экономическую помощь или добиться провала плана в Конгрессе. Однако провальная политика -- типична для Сталина и Молотова, как это описывают для многих других случаев в своей книге Зубок и Плешаков. Они раз за разом, систематически вели политику, которая проваливала достижение их же собственных целей.

Прибыв в Париж на переговоры об участии в Европейской программе восстановления (плане Маршалла), Молотов обсудил вопрос с французским премьер-министром Дж. Бидо и английским министром иностранных дел Эрнстом Бевином активно возглавившими в Европе процесс разработки плана Маршалла. Основное поставленное Бидо и Бевином условие было таково, что экономика каждой страны присоединяющейся к плану должна быть проанализирована независимыми аналитиками. Для СССР это было неприемлемо. Раскрытие советской экономической статистики и прозрачность советского бюджета продемонстрировали бы масштаб экономики ГУЛАГа, что вызвало бы шок в западных обществах и показало истинное советское лицо. Они вскрыли бы также советский атомный проект, колоссальные расходы на армию превосходящую по размерам любые разумные пределы, и возможно также советские расходы на поддержку коммунистических движений в Европе.

Бидо и Бевин также настаивали, что помощь должна сопровождаться выстраиванием объединенной европейской экономики, включая СССР. Для СССР это также было неприемлемо.

Оккупированные СССР страны восточной Европы были чрезвычайно заинтересованы в участии в плане Маршалла, но советское правительство заявило им, что даже появление на конференции будет рассматриваться в качестве враждебного СССР акта. Правительства Чехословакии и Польши попытались возразить СССР, ссылаясь (в случае Чехословакии) на то, что страна сильно зависит от экономических связей с европейскими странами. Масарик был вызван в Москву, где Сталин "дал ему понять", что СССР не потерпит участия Чехословакии в плане Маршалла. Через несколько месяцев Масарик будет найден мертвым.

Взамен плана Маршалла, СССР предложил странам восточной Европы образовать СЭВ. СЭВ был предназначен для связывания экономик социалистических стран и привязывания их к СССР. В отличие от плана Маршалла, политика СЭВ была направлена на восстановление в первую очередь СССР, а затем уже советских сателлитов. По некоторым приблизительным подсчетам, с 1945 по 1955 год СССР выкачал из оккупированных им восточно- и центрально-европейских стран ресурсов примерно на 13 млрд. долларов -- т.е. как раз сумму, которую США вложили в страны участвовавшие в плане Маршалла (по другим подсчетам, выкачанная СССР из стран восточной Европы с 1948 по 1953 год сумма составляет 14 млрд.).

* * *

Отказавшись от участия в плане Маршалла, СССР был вынужден заменить неполученные ресурсы как обдиранием семи шкур с славянских и неславянских новоприобретенных "коммунистических братьев" в восточной Европе, так и расходованием единственно имевшегося у СССР ресурса, которого советам было никогда не жалко -- биологического.

Пусканием русских людей в распыл.

Неполученное оборудование, станки и машины заменялись изнуряющим физическим трудом.

Неполученное сырье -- рабским трудом в шахтах.

Неполученное продовольствие -- голоданием и смертностью русских людей от истощения и голода.

Как всегда, за свои классовые интересы и амбиции по построению "мировой коммунистической революции" коммунистическая номенклатура расплатилась русскими жизнями и русским горем.
Comments for this post were disabled by the author