Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

"Россия для русских"


Типичная сентенция:

> Лозунг "Россия для русских" мне лично малоприятен эмоционально, а рационально - скорее непонятен.
> Патриотизм я для себя определяю так. Россия - величайшая держава
и т.д.

Хочется спросить: Россия -- это кто? Берёзы?

Я полагал, что Россия -- это прежде всего русские.

* * *

Теперь о лозунге "Россия для русских". Лозунг, нужно признать, страдает тем существенным недостатком, что расплывчат; однако его можно конкретизовать в разнообразных отношениях. Вот например самое простейшее и прагматическое из них:

Баланс интересов различных этнических групп в любой стране (но для нас в данном случае интересна Россия), а стало быть межэтнический мир и общенациональное единство (cohesion), зависит от правящей в этой стране этической системы, определяющей политику, в том числе и политику в отношении баланса интересов различных групп. Эта правящая система берется не с потолка, она происходит из конкретной культуры, и действует разумеется не посредством непорочного зачатия, а в той мере, в которой власть принадлежит и осуществляется людьми, являющимися носителями данной культуры и ее базовой этической системы.

Базовые этические системы разных культур и этнокультурных групп весьма различны.

Например основой иудаизма является радикальный групповой этический партикуляризм, это наиболее глубокий его уровень. Моральный партикуляризм -- чаще всего последнее что остается еврейского в разаккультурированном еврее, но зато уж это сидит в нем прочно [1, 2, ср. на живом материале дословное 3 или 4]. В плоскости межгрупповых отношений это проявляется напр. в том, что для евреев (говорим здесь статистически, о "политическом лице группы") характерно внутреннее (для самих себя) непризнание нееврейских интересов легитимными, с которыми нужно находить "справедливый" баланс [*] своих собственных. Потому что какие же соизмеримые с еврейскими интересы могут быть у неевреев, т.е. существ второго сорта, с евреями несопоставимыми -- как внедрено в еврейскую психологию иудаизмом?
[*] Речь, разумеется, идет о балансе мотивируемом соображениями не тактическими, не внешней силой вынуждающей данного человека (особ. представителя политической или культурно-идеологической элиты) действовать против его подлинной воли, а именно создаваемом внутренней мотивацией, т.е. подразумевающем признание фундаментальной моральной эквивалентости себя ("своих") и иноплеменника и иной этнической группы.

Межгрупповой баланс удовлетворения интересов, безусловно, может создаваться равновесием сил (в том числе внешних сил), а не справедливым равновесием интересов, но именно в случае значительной диспропроции between the two и вызываемых ею напряжений -- нельзя говорить о существовании не только собственно общенациональной элиты, но и политической нации как удовлетворительно целого.

Евреи, таким образом, en masse фундаментально дисквалифицированы к тому, чтобы входить в элиту "многонационального" государства -- они будут неспособны в сколь-либо приемлемой степени заботиться о интересах других групп и потому общества как целого.

Для адекватного отправления власти в "многонациональном" обществе подходят только люди с высоким индексом морального универсализма; en masse они могут быть только членами этнокультурных групп которым свойственна доминанта этического универсализма.

Таких групп не так уж много.

Доминанта морального универсализма, насколько я могу судить, присутствует только в (пост)христианских культурах, да и то не всех (грузинам или полякам, к примеру, такая доминанта по-видимому малосвойственна и в их культурах слаба).

Из населяющих Россию национальностей доминанта этического универсализма свойственна русским и русской этнокультурной системе.

Свойственна ли она напр. татарам, судить не берусь, подозреваю, что вероятный ответ (невзирая на познавательную вообще мифологию Гумилева) -- "свойственна в меру русифицированности", т.е. в той мере, в которой она у татар присутствует, она "на 80%" натиснута на татарскую культуру влиянием русской и русским усмирением и перевоспитанием ислама, de facto подспудной реформой ислама. То же повидимому относится к разнообразным "малым народам" с мусульманским или буддистским background'ом. Эти народы статистически способны к конструктивному участию в общегосударственной элите в той мере, в какой они обрусели, и также индивидуальные представители этих народов способны к плодотворному участию в государственной политике (идеологии, экономической и медийной власти и т.п.) в той мере, в какой они лично обрусели, усвоили русские этические нормы и (implicite отсюда) комплементарно отождествляют себя с русскими.

Внутренне ("эндогенно", а не наведенно от русских) моральный универсализм может быть свойственен также некоторым другим проживающим в России (пост)христианским народностям -- как то армянам, осетинам или немцам, однако про двух первых я судить неспособен, в силу недостаточной ознакомленности.

На противоположном полюсе (высокой личной негодности для вхождения в общегосударственную элиту) статистически находятся уже названные евреи, а также чеченцы и нек. др. кавказские народности.

* * *

Небольшое отступление.

В одном недавнем жж-обсуждении лозунга "России для русских", мне на глаза попался такой довод: "Понятно, что если русским (80%) будет хорошо и у них будут некие блага или права, то это же будет и у остальных 20%, в то время как обратное неверно."

Это соображение верно по факту, но не по объяснению.

Если у русских 80% что-то будет, то у остальных 20% это действительно будет, но не "автоматически", а в силу именно особенности этнокультурного менталитета русских -- доминанты этического универсализма.

В то время как например в израильском обществе при (условных) 80% евреев, 20% палестинцев, в т.ч. самых разлояльных, будут дискриминируемы (см. Шагака).

Что будет в чеченском обществе с 20% иноэтничного меньшинства -- и говорить излишне.

* * *

Таким образом, справедливый баланс интересов различных этнических групп в России, удовлетворительный межэтнический мир и общенациональное пространство могут быть созданы только русской властью, властью с русскими культурно-этическими доминантами (или близкими к ним).

В одном частном аспекте, это по необходимости подразумевает -- властью осуществляемой элитой физически образованной прежде всего из русских и из представителей (или выходцев из) народов с этической системой близкой к русской.

В другом аспекте -- эта власть с необходимостью обязана удовлетворять легитимные интересы русских и таким образом de facto реализовывать лозунг "Россия для русских" (заметьте, в нём содержится только положительное утверждение и вовсе не говорится про "а место остальных у параши").

И обратно: покуда лозунг "Россия для русских" в указанном смысле не удовлетворен, можно с уверенностью утверждать, что государство является (1) дискриминационным по отношению к русским; (2) обслуживающим интересы меньшинств антагонистических по отношению к русским, за счет русских; (3) не является государством исторической России.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 124 comments