Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

Чем хорошо читать ребе avromа

чувствуется подлинный библейский пафос, и сразу вживую видишь как это было:

«иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла... И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что перед Египтом, ... народ весь истребил мечом.»

«Когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ей, и изгонит от лица твоего многочисленные народы, Хеттеев, Гергесеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их; и не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ... Но поступите с ними так: жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и священные рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнем; ... сокруши их и разрушь столбы их:»

«и истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, дает тебе: да не пощадит их глаз твой»

«Если скажешь в сердце твоем: “народы эти многочисленнее меня; как я могу изгнать их?” Не бойся их, вспомни то, что сделал Господь, Бог твой, с фараоном и всем Египтом, те великие испытания, которые видели глаза твои, знамения, чудеса, и руку крепкую и мышцу высокую, с какими вывел тебя Господь, Бог твой; то же сделает Господь, Бог твой, со всеми народами, которых ты боишься; и шершней нашлет Господь, Бог твой, на них, пока не погибнут оставшиеся и скрывшиеся от лица твоего; ... И будет Господь, Бог твой, изгонять перед тобой народы эти мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери; но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут; и предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, пока не искоренишь их.»

«Господь Бог твой Сам пойдет перед тобой; Он истребит народы эти от лица твоего, и ты овладеешь ими; ... и поступит Господь с ними так же, как Он поступил с Сигоном и Огом, царями Аморрейскими, и с землей их, которых он истребил; и предаст их Господь вам, и вы поступите с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам»

«объяви сынам Израилевым и скажи им: когда перейдете через Иордан в землю Ханаанскую, то прогоните от себя всех жителей земли и истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите; и возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю эту во владение»

«Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус [Навин] сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, ... все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святыней Господу и войдут в сокровищницу Господню. ... И предали заклятию всё, что в городе, и мужчин и женщин, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом.»

«знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы эти, но они будут для вас петлей и сетью, бичом для ребр ваших и терном для глаз ваших, пока не будете истреблены с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш.»

«Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобой и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобой и будет вести с тобой войну, то осади его, и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои, порази в нем весь мужской пол острием меча; только жен и детей и скот и все, что в городе, всю добычу его возьми себе и пользуйся добычей врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой; ... А в городах этих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой»

«Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, – будет злодействовать на земле правых, и не будет взирать на величие Господа»

«В тот же день взял Иисус Макед, и поразил его мечом и царя его, и предал заклятию их и все дышащее, что находилось в нем: никого не оставил, кто бы уцелел; и поступил с царем Македским так же, как поступил с царем Иерихонским. И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Македа к Ливне и воевал против Ливны; и предал Господь и ее в руки Израиля, и царя ее, и истребил ее Иисус мечом и все дышащее, что находилось в ней: никого не оставил в ней, кто бы уцелел, и поступил с царем ее так же, как поступил с царем Иерихонским. Из Ливны пошел Иисус и все Израильтяне с ним к Лахису и расположился подле него станом и воевал против него; и предал Господь Лахис в руки Израиля, и взял он его на другой день, и поразил его мечом и все дышащее, что было в нем, так, как поступил с Ливной. Тогда пришел на помощь Лахису Горам, царь Газерский; но Иисус поразил его и народ его мечом так, что никого у него не оставил, кто бы уцелел. И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Лахиса к Еглону и расположились подле него станом и воевали против него; И взяли его в тот же день и поразили его мечом, и все дышащее, что находилось в нем в тот день, предал он заклятию, как поступил с Лахисом. И пошел Иисус и все Израильтяне с ним из Еглона к Хеврону и воевали против него; и взяли его и поразили его мечом, и царя его, и все города его, и все дышащее, что находилось в нем; никого не оставил, кто уцелел бы, как поступил он и с Еглоном: предал заклятию его и все дышащее, что находилось в нем. Потом обратился Иисус и весь Израиль с ним к Давиру и воевал против него; и взял его и царя его и все города его, и поразили их мечом, и предали заклятию все дышащее, что находилось в нем: никого не осталось, кто уцелел бы; как поступил с Хевроном и царем его, так поступил с Давиром и царем его, и как поступил с Ливною и царем ее. И поразил Иисус всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Иисус от Кадес-Варни до Газы, и всю землю Гошен даже до Гаваона; и всех царей этих и земли их Иисус взял одним разом, ибо Господь Бог Израилев сражался за Израиля.»


etc. без конца

Это не разбавленный иудаизм Львина и Лейбова, которые своими руками согласны исполнить лишь часть заповедей:
«жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, и священные рощи их вырубите, и истуканов их сожгите огнем; ... сокруши их и разрушь столбы их»

«истребите все изображения их, и всех литых идолов их истребите и все высоты их разорите; и возьмите во владение землю и поселитесь на ней, ибо Я вам даю землю эту во владение»


(под “землей” в конкретном примере надлежит, разумеется, понимать не только материальную собственность, но также и культуру – и как особый вид собственности, и как ключ к завладению иной собственностью)

или усеченный иудаизм НТВ
«воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; ... все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святыней Господу и войдут в сокровищницу Господню.»

«Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир; если он согласится на мир с тобой и отворит тебе ворота, то весь народ, который найдется в нем, будет платить тебе дань и служить тебе; если же он не согласится на мир с тобой и будет вести с тобой войну, то осади его, и когда Господь Бог твой предаст его в руки твои ... всю добычу его возьми себе и пользуйся добычей врагов твоих, которых предал тебе Господь Бог твой»

Впрочем, конец один:
«И будет Господь, Бог твой, изгонять перед тобой народы эти мало-помалу; не можешь ты истребить их скоро, чтобы не умножились против тебя полевые звери; но предаст их тебе Господь, Бог твой, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут; и предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной: не устоит никто против тебя, пока не искоренишь их.»

Ну и, разумеется, заветный плод сих трудов:
«и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле [включая российскую, безусловно], которую Он клялся отцам твоим дать тебе»


* * *

Кстати, про «царей их». До удивительности мало кто отмечал значимость факта, что три поколения ключевых деятелей и вдохновителей Революции, от Утина и Натансона до Троцкого и их сверстников, да и просто ревпартийных масс, получили религиозное еврейское образование, и какое именно доктринирующее воздействие должно оно было оказать на психологическую подложку их дальнейшей деятельности и специфическое – далеко не «универсалистское» – восприятие ими смысла революционных доктрин и целей Революции.

Причем, разумеется, не только доктрины повержения государства иноплеменников, но в частности и доктрины цареубийства:
«предаст царей их в руки твои, и ты истребишь имя их из поднебесной... и поступит Господь с ними так же, как Он поступил с Сигоном и Огом, царями Аморрейскими, и с землей их, которых он истребил; и предаст их Господь вам, и вы поступите с ними по всем заповедям, какие заповедал я вам... и взял его и царя его и все города его, и поразили их мечом, и предали заклятию все дышащее, что находилось в нем... как поступил с Хевроном и царем его, так поступил с Давиром и царем его, и как поступил с Ливною и царем ее. И поразил ... всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их»

«Когда вывели царей этих к Иисусу [Навину], Иисус призвал всех Израильтян и сказал вождям воинов, ходившим с ним: подойдите, наступите ногами вашими на шеи царей этих. Они подошли и наступили ногами своими на шеи их. ... Потом поразил их Иисус и убил их и повесил их на пяти деревьях; и висели они на деревьях до вечера.»


(это «висели до вечера» в современных условиях, конечно, хорошо замещается поливанием серной кислотой)

Всё-таки заключенные в этнорелигиозной традиции прескрипции – могучая сила движущая группу в эволюционной конкуренции (за ресурсы, воспроизводство и отбор) с иными группами.

* * *

В то же время, не следует забывать, что иудаистская традиция еще во времена оны высказывала похвальную заботу об экологии:
«Если долгое время будешь держать в осаде какой-нибудь город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те деревья, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобой войну, пока не покоришь его.»

Деревья, конечно, новым владельцам еще пригодятся (хотя бы на экспорт древесины); поэтому заботы об экологической деятельности капитана Пасько весьма понятны.

* * *

Заслуживает также внимания, что подобно тому как антифашистские общества могут прослеживать свою славную историю к книге Эстер, так и экологические организации могут притязать на древнюю и благородную родословную.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments