Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

иммиграционное законодательство

(вынося из комментариев)

Как устроена иммиграционная политика в США или странах Западной Европы, в качестве образца для того, что должно быть и в России.

Сначала, на примере США.

Существуют четыре основных категории статусов:

1) Временная виза с разрешением на работу (H-1). Выдается на срок до шести лет и больше шести лет продлеваться не может. Завязана на конкретного работодателя, который подает заявку и должен обосновать, почему он не может найти на эту работу гражданина или постоянного жителя. Предлагаемая кандидату зарплата должна быть не меньше средней по отрасли для данного вида работы в данной местности. Потребность в "более дешевой рабочей силе" основанием для выдачи визы не является. Перейти по своему желанию к другому работодателю въехавший по H-1 не может (это является нарушением статуса влекущим аннулирование визы и депортацию). Однако он может перейти к другому работодателю если (и только если) тот подал в иммиграционную службу заявку на статус H-1 для работника и она повторно прошла означенную выше процедуру одобрения. Обычно виза H-1 выдается сроком на 2-3 года, но может продлеваться если работодатель запрашивает ее продление, но не более чем на 6 лет общего срока. На работника со статусом H-1 распространяются некоторые, но не все социальные блага. Он платит стандартные отчисления в фонд социального страхования, однако поскольку объем полагающихся выплат из этого фонда в случае наступления страхового случая пропорционален легальному трудовому стажу в стране (именно в данной стране, а не на "исторической родине") и количеству уже сделанных отчислений в фонд, то при наступлении страхового случая он получит не очень много. На каждый год устанавливается квота виз H-1 с разбивкой по категориями профессий. При совершении работником серьезных правонарушений виза аннулируется и после отбывания наказания он подлежит депортации.

Виза H-1 предназначена для квалифицированного труда. На деле механизмов блокирующих злоупотребление ею для импорта неквалифицированного труда до недавнего времени не существовало (не знаю, как сейчас) и введение их обсуждалось -- в виде установления минимальной зарплаты, которая вообще приложима для выдачи H-1 (чтобы априорно отсечь неквалифицированный труд); либо минимальной зарплаты (но несколько пониженной) в сочетании с 25% налогом который работодатель должен выплачивать в бюджет, с тем чтобы создать у работодателей мотивацию к найму резидентов.

2) Члены семьи временного работника (H-1). Этот статус называется в США H-4, dependents. Выдается ближайшим членам семьи (супругу и неженатым детям в возрасте до 21 года, но не родителям, братьям или дядюшкам). Права работы при этом они не имеют и живут на зарплату того члена семьи, у которого есть виза H-1. При истечении или аннулировании визы H-1 аннулируются и визы H-4.

3) Сезонные рабочие (H2B). Hанимаются на короткий срок (не больше нескольких месяцев) конкретным работодателем и должны затем немедленно покинуть страну. Общее количество этих виз -- 66.000 на каждый год. Т.е. на практике по этим визам в стране может одновременно находиться около 20 тыс. человек.

4) Вид на постоянное жительство, т.н. зеленая карточка. Выдается на ограниченных и строго определенных основаниях, включающих лиц исключительных способностей в науках, искусствах или бизнесе, менеджеров переведенных ТНК для работы в США, специалистов с дипломами (доктора наук и т.д.), квалифицированных специалистов и неквалифицированных работников. Для каждой категории устанавливается отдельная квота. Для получения вида на жительства по причинам связанным с трудом требуется заявка от работодателя и сертификация Министерством труда подтверждающая что человек действительно соответствует требуемым критериям. В год видов на жительство (всех вместе взятых) выдается не более 140 тыс. Квота для неквалифицированных рабочих составляет 10 тыс. Квоты диверсифицируются по странам; иммигранты из любой страны вместе взятые могут получить не более 7% от общей годовой квоты. В большинстве случаев вид на жительство первый год после въезда в страну является временным и может быть аннулирован при совершении иммигрантом серьезных правонарушений. Кроме того, если иммигрант получил вид на жительство на основании трудоустройства (напр. квалифицированный специалист), но затем слишком быстро сменил место работы, даже если работодатель против этого не возражал, вид на жительство тоже может быть аннулирован.

Отдельной категорией проходят виды на постоянное жительство для супругов постоянных жителей. Обычно виды на постоянное жительство выдаются сразу обеим супругам и детям, но если постоянный житель женился (или вышел замуж) уже после получения вида на жительство, получение зеленой карточки вторым супругом занимает около 7 лет, причем все это время второй супруг не может въехать в страну.

Постоянный житель должен проводить в США как минимум 6 месяцев в год. Если он проводит вне страны более 6 месяцев в некий календарный год, его вид на жительство аннулируется.

На практике большинство специалистов и работников получают вид на постоянное жительство после того как они проработали сколько-то лет по визе H-1. Человек первоначально въезжает по H-1, работает несколько лет, затем работодатель подает заявку в иммиграционную службу, чтобы ему выдали вид на жительство, с обоснованием, почему это необходимо. Обработка этой заявки занимает около 2 лет. Таким образом человек находится в стране несколько лет как временный работник прежде чем он может получить статус постоянного жителя. Если в это время он совершает серьезное правонарушение, его зарплата падает ниже средней зарплаты принятой в отрасли или он недоплачивает налоги, вида на жительство ему не видать как своих ушей.

5) Гражданство. Может быть получено после того как человек в течении 5 лет имел вид на постоянное жительство (предшествующая работа по временной визе в этот срок не включается), не совершал серьезных правонарушений и проявил хороший моральный характер, а также прошел экзамен по английскому языку и истории США.

Все квоты, критерии, разбивки квот по категориям и т.п. устанавливаются конгрессом и утверждаются каждый год специальным законом (напр. 2005 Immigration Act). Определение иммиграционной политики -- это прерогатива парламента, а не правительства и тем более не иммиграционной службы, функция которой -- лишь исполнение изданного парламентом закона. Никаких квот иммиграционная служба сама устанавливать не может, и не может самопроизвольно объявлять амнистии нелегалов. В тех исключительных случаях, когда такие амнистии проводятся, решение о том выносится парламентом, а не правительством и представляет специальный закон.

(Парламент в США при этом, замечу, может быть и не всегда совершенно, но всё таки в значительной степени представляет интересы большинства американского народа, а не является декорацией администрации президента, которая бы в свою очередь приоритетно руководствовалась лояльностями антогонистичными американским интересам.)

Далее, у иммиграционной службы есть свои тюрьмы, где содержат задержанных нелегалов.
Это именно тюрьмы, в полном смысле слова и режима содержания (полосатые робы, камеры и т.д.).
Тюрьмы со своими судами (не общими судами, а судами иммиграционной службы), которые как раз и могут заключать туда людей за нарушение визового режима и неограниченно продлять срок их содержания.
Нелегалы могут содержаться в этих тюрьмах годами, без ограничения срока.
Сейчас в этих тюрьмах находится более 20 тыс. человек, т.е. на деле это наиболее злостные или проблематичные из 12 млн. находящихся в США нелегалов.

* * *

Теперь о Европе. В Германии, типичной в этом отношении стране ЕС, система в целом аналогичная.
Описывали мне ее так (пересказываю по памяти, в деталях могу быть неточен).

Есть три основных вида "разрешений на пребывание" (Aufenthaltsgenehmigung).
Aufenthalts -bewilligung, -erlaubniss, и -berechtigung. Все это синонимы, с градацией смысла. Условно: "позволение", "разрешение", "право".
Есть еще специальные, например для беженцев ("допуск на проживание"), еще что-то, но это мелочи.

Эти три вида "разрешений на пребывание" привязаны к определенному набору прав и обязанностей.

Hаименьшее, Bewilligung (в некоторой степени аналог американского H1) - обозначает разрешение на вьезд строго для определенной цели, скажем, работу у конкретного работодателя (если он доказал, что заменить тебя немцем не может), или учебу. Шаг в сторону - расстрел. Скажем, потерял эту самую работу или учебу - сразу досвидания. Платишь налоги, как все, но никаких соцгарантий не имеешь.

Еrlaubniss уже посвободнее. Можно найти другую работу, учебу. Обладающий этим правом имеет также право на некоторые немецкие социальные гарантии, например пособие на ребенка (хоть ребенок и иностранец).

Berechtigung наделен еще большими правами и социальными гарантиями, вплоть до пособия по безработице.

Система на первый взгляд простейшая, но все навороты просто привязаны снизу - есть куча параграфов в законах, которыми это регулируется - кому какой вид полагается, на какой срок, и так далее. И не меняя основной системы, все это можно весьма гибко регулировать.

Например, "азиатские студенты", к которым относятся и русские, помимо того, что знают язык, поступили в вуз и прочее - должны еще дополнительно доказать кредитоспособность. Фактически - положить залог в определенной (и немаленькой) сумме. Так гарантируется, что ты не будешь побираться, без этого тебя просто не пустят, независимо от гениальности.

Как видим, допустимо не только закрывать въезд без объяснения причин (он вообще по умолчанию закрыт) и требовать особой "нужности" только для въезда, можно еще и выкидывать, когда ты перестанешь соответствовать условиям, на которых пустили.

Более того, можно диверсифицировать подход к странам, дополнительно требуя с русских или китайцев денежный залог. Не то что "обязаны принять, у них на родине бедность, они тут заработают" - наоборот, как раз с бедных особый спрос, подозревают, что ты тут будешь нищенствовать, криминальничать, ломать немцам рынок труда.
И никакого фашизма. (Есть и накладки, сколь строги к русским и китайцам, столь благодушны к лицам без национальности, но не об этом речь).

А вы предлагаете рассуждать, позволительно ли выгонять из России нелегалов, если они всего лишь отбирают работу у русских, но лично на торговле наркотой не замечены.

* * *

Это что касалось регулирующего оформления иммиграционной политики.

Что касается ее содержания, России также необходимо учитывать, что основной иммиграционный пул у нее резко другой и гораздо худший, чем у США
http://oboguev.livejournal.com/1174566.html
и руководствоваться в построении политики вытекающими из этого соображениями.

Ключевое, с чего России следует начинать -- России не нужен импорт неквалифицированного труда. Там, где его не хватает, следует решать проблему развитием мобильности рабочей силы из провинции (строительством среднесрочного съемного жилья для мигрирующих из провинции работников, развитием конкурентого частного рынка съемного жилья и т.д.).

Ограничение импорта труда квалифицированным также важно тем, что ограничивает иммиграцию наиболее просвещенными и интегрируемыми в общество стратами, отсекая те страты, которые не обладают гражданским сознанием и базовыми гражданскими навыками необходимыми для членства в цивилизованном обществе.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment