Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:
Атомной бомбой и космосом Россия обязана С.Ю. Витте.
В тех научных направлениях, которые возникли ПОСЛЕ катастрофы, устроенной советской властью в высшем образовании, СССР прочного лидерства так никогда и не имел.


* * *

сохранённая копия:

Хороший урожай столетних деревьев объясняют мудростью назначенного год назад начальника, приказавшего их срубить

Как известно в трех вещах разбираются все люди: в политике, в медицине и в образовании. А раз речь идет сразу о двух предметах - политике и образовании, то тут число знатоков возрастает вдвое.

Образование особенно беззащитно - любая реформа в нем сказывается через многие годы.

Мало кто понимает, что серьезные успехи советской науки и техники, те самые, которые дали стране ядерное оружие, авиастроение и многое другое, и которыми по праву мы так пылко гордимся до сих пор, в весьма малой степени обязаны "заботе родной коммунистической партии".

Радикальная реформа высшего образования в России (ныне почти забытая) произошла в конце XIX века, и основную роль в ней сыграл С.Ю.Витте. Именно он, будучи министром финансов, решительно поддержал организацию в России принципиально новых Политехнических институтов. Введение лабораторных практикумов (это методика), закупка лучшего научного оборудования (это техника), массовая стажировка в Европе молодых людей (это преподавательские кадры) заложили, говоря модным языком, "матрицу". Чуть позже к этой системе присоединились лучшие университеты. В гимназиях резко увеличили часы на физику, математику. Появились реальные училища, а затем и коммерческие училища (техникумы советских времен). В целом была заимствована немецкая система двухуровнего образования: техникум - ВУЗ. Вот эта "матрица" и начала готовить специалистов МИРОВОГО УРОВНЯ.

Продержалась эта система без катастрофических перемен и при Советской власти вплоть до 30-годов. Даже рабфаки, эти по существу курсы подготовки в ВУЗ, принципиальных изменений в систему не внесли. К началу тридцатых СовВласть созрела. Одна цитата из первой БСЭ т.14, с.35 (1929 год) о преподавательском составе ВУЗов "он, конечно, совершенно не годится для решения поставленной историей (т.е. Советской властью) задачи". С 1932 года началась решительная "советизация" ВУЗов. До трети (!!!) времени отошло на преподавание самых актуальных наук (История КПСС, Марксистко-ленинская философия, Политэкономия, Научный коммунизм, Научный атеизм). Решительно изменена кадровая политика (понятно в какую сторону: где преподавал бы булгаковский проф. Преображенский со своими взглядами на советские газеты). К 1940 году с реформой ВУЗов в основном покончили (постановление 23.06.1936 года). Школы отделались меньшей "кровью" и уровень подготовки по естественным наукам худо-бедно сохранили, потеряв, конечно, всю гуманитарную область.

Ну, а теперь, немного прикинем числа. Пусть «в полную силу» специалист входит к 40-45 годам. Это значит, что до 1970 года Россия использовала в науке и технике тот самый потенциал, который был заложен еще Витте, ибо в 1970 году людям, окончившим ВУЗы в 1935 году, было еще 55-60 лет. Они еще в полную силу работали в НИИ, учили хотя бы в некоторых университетах.

Когорта великих (Ландау, Капица, Зельдович, Семенов, Тамм, Колмогоров, Королев и многие другие – каждый сам может продолжить этот список легенд в разных областях науки) получили образование еще ТОГДА, когда ВУЗЫ были по существу «виттевскими», а вовсе НЕ СОВЕТСКИМИ. Они учились у людей еще «виттевского» призыва, по ИМИ разработанным планам, по ИХ требованиям.

Но это обстоятельство не замечают (верю, что по причине недомыслия, а не по злому умыслу) многие апологеты преимуществ «советского» образования.

С конца сороковых годов начался следующий, не менее страшный, этап. Он продолжался примерно до 1980 года. По всей стране массовым порядком образовывались пединституты, университеты и т.д. Каждая область заполучила свой «пед» и «мед», а то и «политех» и даже «университет». Каждый ректор твердо знал: не принял в ВУЗ нужного числа абитуриентов – плохо ему будет. Численность приема росла. СССР даже ненадолго вышел на первое место в мире по числу студентов. Зато качество приема падало катастрофически. Конкурсы превращались в фикцию. Отчислять было опасно, от этого зависит численность преподавателей. Автор лично столкнулся со студенткой второго (!) курса технического (!) ВУЗа, которая считала, что в сантиметре 100 милиметров! Зато по нормативным документам целью высшего образования ставилось сначала «воспитание сознательных строителей коммунизма», и уж потом «обладающих высокой квалификацией…».

А тем временем старики (там, где они были) принялись умирать. На их место приходили «новые люди». Не все они хуже, слабее. Были и есть среди них «дети» и даже «внуки» тех легендарных стариков (например, Нобелевский лауреат А.Абрикосов, ученик Ландау), но общий уровень медленно, но неуклонно падает. Не случайно, что именно в тех научных направлениях, которые возникли ПОСЛЕ катастрофы, устроенной советской властью в высшем образовании, СССР прочного лидерства так никогда и не имел. (Дежурная шутка, возникшая в те годы: советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире). Дело не только в микросхемах. Отставание множилось. (Японец, после посещения завода: «Мы думали, что вы отстали на 15 лет, а вы отстали навсегда»). В ЦК КПСС было достаточно много неглупых людей, и там начались разговоры, обсуждения и даже публикации о «третьей научно-технической революции» и мерах по ее «овладению», но было уже безнадежно поздно. Да и кто дал бы что-то менять?

Так что сейчас в науке и технике мы лишь пожинаем плоды реформ советской власти в высшем образовании.

А какие реформы проведем мы?

Пока в технических ВУЗах (которых не стало меньше) история КПСС и прочая политэкономия по-прежнему процветают, хотя и в переименованном виде (а куда девать преподавателей?), а вот новейший электронный микроскоп имеет год выпуска – 1973 и уже лет 20 не работает. На нем и учим…

Тем временем в американских университетах (не всех) совершенно безобразную систему школьной подготовки по физике/математике благополучно исправляют за 1-2 года и выпускают будущих нобелевских лауреатов.
Tags: история_русской_науки, советская_обречённость
Subscribe

  • * * *

    «В чем же причина той привлекательности, которую последний из сколько-нибудь заметных монарших домов Европы - британский - продолжает сохранять для…

  • К ДНЮ КОСМОНАВТИКИ -- РУССКИЕ КАК ТОПЛИВО

    «Истинный, подчеркиваю – истинный советский (в отличие от тех, кто причисляет себя к ним по ошибке), легко может ввести в заблуждение. Он горячо…

  • Пятокосмическая империя

    Яков Брежнев, когда брат его курировал космическую отрасль (сам Яков называл космическую программу Хрущёва «голоштанными потугами к прогрессу»),…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment