Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Category:
nomina_obscura привёл два клипа которые, по его мнению, наглядно иллюстрируют разницу между советскими и русскими.

В первом клипе российская телеведущая берёт интервью у актёра Микки Рурка и пресмыкается перед ним. Во втором -- толпа российских хамящих телеведущих издевается над старым актёром и унижает его.
    

Мой комментарий:
В действительности и те, и другие -- советские, причём узнаваемо и ярко-советские.

Основа советских представлений о социальных и вообще человеческих отношениях -- это представление об отношениях "раб-рабовладелец" как единственно возможных.
"в основе советчины лежит мировоззрение и психология рабовладения. Советский коммунист принципиально понимает себя и других как рабов/рабовладельцев"

"кто не мой раб, тот мой враг"

Это наблюдается на всех уровнях организации общества -- от низовых до верхних.

На верхних уровнях эта советская антропология наблюдается на уровне советской внешней политики, что особенно наглядно в сравнении с политикой западных демократий: см. напр. Statecraft, ч. 1, 2, 3.

В бытовой практике она образует социальные отношения "хамящий завхоз (кастелянша) - вымаливающий у него положенное студент", "я начальник, ты дурак - ты начальник, я дурак" etc.

Советской ментальности чуждо представление о фундаментальном достоинстве человеческой личности, достоинстве которое заслуживает уважения как в себе, так и в других. Советской ментальности чуждо также представление о сотрудничестве между людьми как фундаментально равными (даже если они стоят на разных ступенях общественного статуса, административной власти или богатства).

В первом клипе дама советской культуры решила поиграть роль приниженного раба, во втором -- советские ребята решили поиграть роль хамоватых рабовладельцев. Но это именно советские роли, причём психология которых не только фундаментально советская, но и в манерных деталях ярко окрашена советчиной.

(Следует при этом добавить очевидное, что хамство "рабовладельцев" является компенсаторным механизмом ограждения от фундаментального чувства личной приниженности, бегства от чувства незащищённости (insecurity), от отсуствия как самоуважения, так и ожидания уважения личности как культурно-подразумеваемой нормы со стороны окружающих.)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments