Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Либеральная теория исходит из двух предпосылок. Первая состоит в том, что человек действует рационально, исходит из своей выгоды при принятии экономических и политических решений. Вторая, несколько противоречащая первой, что люди в целом будут действовать согласно установленным в обществе правилам и законам.

[...]

Что же касается предположения о рациональном поведении людей. Сам факт существования рекламы в ее нынешнем виде (а это огромная индустрия) свидетельствует об обратном. Торжество политпиара на российских выборах тоже. Достаточно просто понаблюдать за людьми, чтобы обнаружить: как правило, они ведут себя иррационально.

И тут мы приходим к еще одному "упущению" либеральной теории. Да, модель "рационального поведения людей" дает более-менее приличные результаты. При условии, что обстановка, в которой существуют люди, и правила поведения в обществе – стабильны. То есть человеку легко можно всучить один раз гнилой товар в только что открытом магазине. Постоянно в одном и том же магазине продавать гнилой товар нельзя. Но вот если постоянно менять товар, магазин и валюту расчетов, то можно. Именно эта "перманентная нестабильность" происходит у нас на "политическом рынке". Впрочем, и на экономическом тоже.

Так или иначе, мы упираемся в вопрос о неизменности правил. А в этом очень важном месте в либеральной теории – пробел.

Что же обеспечивает неизменность правил? Ответ за рамками либеральной теории.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments