Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

советское военное планирование


Анатолий Цыганок, "К какой войне готовилась Красная армия?"
http://www.polit.ru/analytics/2006/06/16/whichwar.html
http://www.polit.ru/analytics/2006/06/19/whichwar2.html

Анализ оперативного построения войск РККА показывает, что более половины наиболее мобильных войск были сосредоточены на так называемом Львовском выступе в полосе Киевского особого военного округа, где в первом наступательном эшелоне были сосредоточены 5, 6, 26, 12 армии, каждая из которых имела в своем втором эшелоне механизированные корпуса (22, 15, 8), в том числе на направлении главного удара Краков, Катовице — 6, 26 армии, 4, 15, 8 МК.

Во втором стратегическом эшелоне для развития успеха и концентрированного удара армий правого крыла фронта для окружения и уничтожения противника восточнее р. Висла в районе города Люблина — оперативно-маневренной группой фронта в составе 9, 19, 24 механизированных корпусов. Всего в полосе Киевского Военного округа (Юго-Западного фронта) были развернуты четыре армии, имевшие в своем составе 32 стрелковых дивизии, 16 танковых дивизий, 2 кавалерийские дивизии, 8 механизированных корпусов, 10 авиадивизий.

Исходя из исторической правды, следует признать, что лукавят коллеги, говоря, что Сталин якобы не знал, не поддержал товарища Жукова. Потому что стратегическое развертывание наступательных группировок войск — заблаговременно, в течение 1939-1941 годов — было проведено именно для нанесения упреждающего удара.

[...]

Мне пришлось перечислить группировку войск на западной границе накануне войны, чтобы показать, что наступательные группировки вооруженных сил создавались Советским Союзом не одномоментно с начала 1941, а были целиком подготовлены в течение двух лет, и они полностью совпадают с планом стратегического развертывания. И попытка объяснить построенные для наступательных операций группировки требованиями якобы совершенствования обороны страны вызывают у меня как у специалиста возмущение или, в лучшем случае, недоумение. Как можно явную подготовку к наступательной операции выдавать за оборонительную?

[...]

Совокупный анализ ставших известными документов ясно отражает поставленные цели — планомерная подготовка мощнейших наступательных операций.

Оперативное построение войск РККА к июню 1941 года четко показывает направление главного и другого удара, к нанесению которого развернуты войска Юго-Западного и Западного фронтов, перед войной — Киевского и Белорусского особых военных округов.



[...]

Только недавно стали известны новые факты, подтверждающие версию упреждающего удара Красной армии, — в частности, по подготовке топографических карт всех масштабов в течение 1939-1941 годов в основном на зарубежную территорию.

[...]

Наиболее весомым фактом, подкрепляющим «упреждающую версию», является направленность подготовки тыла РККА и СССР. В крайне ограниченные сроки был построен и введен в эксплуатацию ряд весьма важных в оборонном и хозяйственном отношении железнодорожных линий и участков: на западном направлении — Тула — Рославль; Брянск — Вязьма; Ворожба — Унеча; Чернигов — Овруч; Орша — Лиепель; Бологое — Себеж; Новосокольники — Жлобин; Кенгисеп — Псков — Полоцк и другие; на юго-западном направлении — Фастов — Новоград-Волынский; Фастов — Пятихатка; Погребище — Константинов; на южном — Алят — Джульфа; Османлы — Астра; Термез — Сталинобад; на Дальнем Востоке — Манзовка — Турий Рог; Биробиджан — Ленинск; Бариновский — Краскино; Завитая — Поярково; Борзя — Баин — Тумэн [3]. Одновременно с этим была увеличена пропускная способность ряда военных дорог фронтального направления [4], подходящих к государственным границам: Бологое — Полоцк, Смоленск — Витебск, Москва — Киев — Жмеринка, Бахмач — Гомель — Минск. Кроме того, на всем протяжении Восточно-Сибирской магистрали, от станции Карымская до Владивостока, были уложены вторые пути. Пропускная способность железных дорог фронтального направления, из центральных районов страны к западной государственной границе 1939 года, значительно увеличилась.

[...]

По решению ЦК ВКП(б) и Советского правительства в 1940-1941 годах развернулось значительное строительство новых шоссейных дорог, имевших важное значение в западных приграничных районах (Орша — Лиепель, Львов — Переяславль, Белая Церковь — Казатин). [...] Помимо формирования дорожно-строительных частей перед ГУШОСДОРом НКВД стояла задача постройки наплавных мостов через Неман (двух), Западную Двину (двух), Днепр (четырех) и т.п. Для этого в приграничных округах создавались запасы необходимых материалов и оборудования.

[...]

Склады боеприпасов на Северо-Западном, Западном и Юго-Западном стратегических направлениях размещались на территории, удаленной от государственной границы на 50-700 км. Около четверти запасов боеприпасов находилось на удалении 50-200 км от государственной границы. Это объяснялось необходимостью обеспечить предполагаемые наступательные боевые действия войск с началом войны, для уменьшения плеча подвоза. [...] Кроме того, по директиве Генерального штаба РККА, изданной в августе 1940 года, к 1 октября 1940 года запасы боеприпасов в западных военных округах необходимо было довести до 1,25 боекомплекта в стрелковых дивизиях; в кавалерийских, танковых и моторизованных дивизиях/бригадах - до 3 боекомплектов, до 1,5 боекомплектов по остальным боеприпасам и в резерве Верховного командования — до 1,5 боекомплектов.

[...]

К 1 июня 1941 года в системе Народного комиссариата обороны было накоплено 96,8% установленных запасов горючего. Почти половина их размещалась на базах в глубине территории страны. Такое размещение не в полной мере отвечало замыслу действий, поэтому, по предложению Генерального штаба, в июне 1941 было начато перемещение запасов из внутренних районов страны в приграничные военные округа.

Наиболее весомым, убедительным и неопровержимым фактом подготовки именно к войне на чужой территории явилась переброска в течение двух лет (с 1939 года) стратегических запасов техники, вооружения, боеприпасов, продовольствия, ГСМ, фуража, обмундирования и т.п. из районов Заволжья и Урала в тылы первого стратегического эшелона Киевского и Западного особых военных округов - и опять же на направлениях основных ударов, в районы Ровно, Проскуров, Винница, Бердичев, Житомир и Лида, Барановичи, Осиповичи, Борисов, Слуцк (рис. 3).

Те запасы, которые были захвачены немцами за первые три месяца боев начального периода войны, вся промышленность СССР сумела восстановить только к началу 1944 года. Из-за отсутствия железнодорожного и автомобильного транспорта запасы вывести не удалось, войска уничтожить их не успели. Еще бы — ведь вывозились они всем железнодорожным транспортом годы, а вывезти их потребовалось за дни и недели. Только топографических карт на армейских и окружных складах оставлено было более 200 вагонов (около 300 млн экземпляров). Большая часть карт нашей армией использована не была, а войска Центрального и Юго-Западного фронтов не имели карт мелкого масштаба вообще.

[...]

В первые дни боев особенно большие потери были в авиации. Основная причина потерь — сверхскученность боевой техники. По требованию устава на полевом аэродроме возможно размещение не более полка, но для скоростных самолетов необходимо было удлинять взлетно-посадочные полосы. Создавалась новая аэродромная сеть. Боевые самолеты размещались на полевых и гражданских аэродромах скученно, в два-три ряда. К июню 1941 года в связи с единовременной реконструкцией большей части аэродромной сети (со сроками окончания работ ко второй половине июля) на аэродромах сосредоточились до 1-1,5 авиадивизий. Все аэродромы располагались в приграничной полосе в досягаемости немецкой авиации (Каунас, южнее Гродно, западнее Белостока, западнее Луцка, южнее Львова, западнее Минска и т.д.).

Подготовку промышленности к войне можно рассмотреть на примере авиапромышленности. К 1937 году парк самолетов увеличился до 8139. В феврале 1939 года на совещании руководства страны было принято решение начать строительство и реконструкцию 9 действующих самолетостроительных и 6 новых авиамоторных заводов. Весь комплекс мероприятий планировалось завершить до мая-июня 1941 года.

[...]

к июню парк ВВС насчитывал 15990 самолетов, из которых 9917 (без авиации ПВО) находились на западном направлении. [...] Против 1820 боевых самолетов Германии [...] плюс 770 самолетов союзников, при общем парке самолетов Германских ВВС — 3836. Т.е. соотношение по общему парку 4,5:1 в пользу советской стороны.

[...]

Среди многих малоизвестных фактов хотелось бы отметить тот, что с мая 1940 года инженерными войсками снимались минные поля и узлы на старой границе, снятые орудия укрепленных районов поставлялись на усиление артиллерийских частей для увеличения плотности огня, стратегические оборонительные рубежи не готовились.

Несмотря на два года войны Германии в Европе советское командование оставалось в плену старых догм и ничуть не сомневалось в том, что крупному наступлению будет предшествовать 10-15 дневный период, в течение которого можно будет изменить положение.




Subscribe

  • МАРКС-ЭКОНОМИСТ В ОЦЕНКЕ П. САМУЭЛЬСОНА, ДЖ.-М. КЕЙНСА

    И ЭКОНОМИСТОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Выдающийся экономист П. Самуэльсон, первый американский лауреат нобелевской премии по экономике (в 1970, после…

  • ЗОЯ МАКСИМОВНА КИШ (ПЕТРЕНКО)

    родилась в 1921 г. в д. Новопокровке Ижморского района нынешней Кемеровской области. Семья у нас была большая: родители, три брата и четыре сестры.…

  • О М. Горьком

    (Из неопубликованного черновика:) На соседней клетке литературного поля в создании конструированного само-образа с "крестьянскими писателями"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments