Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Category:
Пролистывая ЖЖ, извлёк сегодня полезный урок: оказывается, когда люди говорят нечто, что выглядит вопиющей и абсолютно очевидной чушью, они иногда всё-таки действительно имеют в виду произносимое ими и надлежит take them for their word. Просто в это word они вкладывают иной смысл, нежели общепринятый, словарный.

К примеру, есть советолюбивый юзер kot_begemott (из числа изувер-консерваторов), который выставляет достоинством советского строя его справедливость, и регулярно высказывает это своё воззрение. (Яндекс находит в записях и высказываниях kot_begemott 236 отсылок на "справедливость", большинство в контексте "советского идеала" или в связи с ним, и я уверен, что это еще не полный список.)

Претензии на справедливость при советском режиме кажутся невозможной нелепостью, "сухой водой", но сегодняшнее замечание tbv помогло мне понять, что дело просто в разных понятиях о справедливости.

Всё становится на свои места, и речи kot_begemott обретают полную осмысленность, если просто учесть инаковость, по сравнению общепринятым, понимания kot_begemott-ом и его единочаятелями справедливости, а именно:
Если человек награждён, будь то от природы или воспитания, каким-то даром, преимуществом -- то это несправедливо.

Например если человек одарён от природы или воспитания талантом, трудолюбив, предприимчив, любознателен -- то это несправедливо по отношению к тем, у кого такого дара нет.

Отсюда и возникает напрашивающееся решение, способ достижения справедливости: подавлять все возможности и попытки использования несправедливого преимущества. Не давать хода таланту, за инициативу бить по рукам, за трудолюбие наказывать -- все родовые приметы советского строя становятся на место и становятся объяснимыми и уже даже на уровне первичных намерений необходимыми для него, если только принять во внимание оный идеал советской справедливости.

Наконец, дарования и качества можно подавлять, но пока (на уровне одиночного случая) человек жив, или пока (на социальном уровне) одарённых, трудолюбивых, любознательных, предприимчивых людей остаётся много -- эти несправдливые преимущества невозможно выкорчевать вовсе, и общество остаётся несправдливым . Эти несправедливые преимущества можно на уровне конкретного случая ликвидировать только вместе с самим человеком, а на социальном уровне -- только умерщвлением огромной массы людей, которые являются носителями этих качеств, и стало быть воплощенными носителями несправдливости, буквально ходячей несправедливостью. Построение справдливого общества поэтому невозможно без систематической политики массовых убийств и массового подавления одарённых какими-либо выделяющимися качествами людей.

Стоит принять это соображение и этот вербализуемый kot_begemott-ом мотив во внимание, и политика советских массовых убийств и советского душегубства получает закономерную интерпретацию, в отношении как их фундаментальных интенций и целеполагания (фундаментальных -- т.е. остающихся даже после снятия всех тактических акциденций), так и их необходимости для построения справедливого общества.

Впрочем, нельзя пожаловаться, чтобы kot_begemott не выражался самым ясным образом о своей готовности к построению справедливого общества и необходимых для этого инструментариях: "Я готов наказывать и убивать во имя социалистического будущего, во имя идей социальной справедливости."

* * *

Сие наблюдение навеяло мне на память рассказ моего стародавнего приятеля-француза, с которым мы пару лет назад снова встретились в третьей для нас обеих стране и отобедали. Он рассказал за беседой, что его мать, француженка, повидавшая на своём веку кое-какие события XX века, решила на склоне дней прочесть основные сочинения, которые эти события обусловили -- Коммунистический манифест, Майн кампф и Коран (можно наверное в скобках добавить, что мой приятель родился и до 9 лет жил на Тайване, а его бабушка относилась к бошам как Клемансо). Как сказала его мама по прочтении перечисленных сочинений, "это всё из одной корзины", и потом прибавила: "но нельзя сетовать, будто они не предупреждали, что собираются делать".
Subscribe

  • МАРКС-ЭКОНОМИСТ В ОЦЕНКЕ П. САМУЭЛЬСОНА, ДЖ.-М. КЕЙНСА

    И ЭКОНОМИСТОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Выдающийся экономист П. Самуэльсон, первый американский лауреат нобелевской премии по экономике (в 1970, после…

  • ЗОЯ МАКСИМОВНА КИШ (ПЕТРЕНКО)

    родилась в 1921 г. в д. Новопокровке Ижморского района нынешней Кемеровской области. Семья у нас была большая: родители, три брата и четыре сестры.…

  • О М. Горьком

    (Из неопубликованного черновика:) На соседней клетке литературного поля в создании конструированного само-образа с "крестьянскими писателями"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments