Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Category:

умер Владимир Мотыль

Он умер накануне поздно вечером в одной из московских больниц. Создателю шедевров советского кино таких, как "Звезда пленительного счастья" и "Белое солнце пустыни», было 82 года. Талант Владимира Мотыля прорывался наружу сквозь все невзгоды его тяжелого детства. Когда мальчику было всего три года, его отца – польского эмигранта арестовали по обвинению в шпионаже и отправили на Соловки. Суровые 30-ые маленький Володя вместе с мамой провел в ссылке на Урале. Матери позволили работать в колонии для малолетних преступников воспитательницей. Единственной радостью для Владимира Мотыля было черно-белое кино. В северные городки, по которым они скитались, благодаря фильмам Чаплина и «Веселым ребятам» врывался новый – манящий мальчика - мир. Уже тогда у него возникла страстная вера: "Вырасту - буду делать кино". А бурную творческую деятельность Владимир Мотыль начал развивать уже в начальных классах – только представьте, в далеком пермском городе Ос он организует театральный кружок, ставит пьесы, сам играет главные роли и расписывает картонные декорации. Мать работала сутками, но даже из скромной зарплаты выделяла деньги, чтобы выписывать сыну журнал "Советский экран". Но в столичный институт кинематографии Владимир Мотыль поступить не смог, окончив Свердловский институт стал работать в театрах Урала и Сибири, поставил более 30 спектаклей на провинциальной сцене и в 27 лет стал главным режиссером свердловского ТЮЗа. Владимир Мотыль никогда не считал себя диссидентом, но в душе как говорится был вместе с шестидесятниками. После ХХ съезда и попытки развенчания культа Сталина, возникли определенные общественные иллюзии и Владимир Мотыль, как он сам вспоминал в одном из интервью, позволили себе чуть больше свободы. В итоге два спектакля Свердловского Театра юного зрителя закрыли. При этом сам Мотыль считал спектакли по пьесам Погодина и Светлова такой пока еще полуправдой о времени. Но даже эта полуправда настолько возмутила власть имущих, что Мотыля вынудили покинуть театр. Это стало толчком для реализации детской мечты. Свой первый самостоятельный фильм - «Дети Памира» - Владимир Мотыль снял в 1963 году на киностудии в Таджикистане. Его оценили критики и он перебирается в Ленинград. Вместе с Булатом Окуджавой они пишут сценарий для военной комедии - "Женя, Женечка и Катюша». Картина вызвала гнев госкомитета по кино и повлекла за собой запрет на профессию. Спасительной для Мотыля оказалась созданная к тому времени уникальная студия Григория Чухрая. Она имела особый статус - автономию в выборе сценариев и режиссера. Именно на этой экспериментальной киностудии был снят вошедший в классику мирового кино фильм "Белое солнце пустыни". Не обласканный советской властью продолжал снимать. И только через тридцать лет после выхода белого солнца пустыни на экраны Указом Президента РФ Бориса Ельцина фильму была присуждена Государственная премия РФ. Одной из последних киноработ Владимира Мотыля стал фильм "Багровый цвет снегопада", съемки которого он закончил два года назад как раз к своему 80-летнему юбилею. Человеком редкого таланта назвал Владимира Мотыля актер Александр Пороховщиков, сыгравший роль декабриста Павла Пестеля в фильме "Звезда пленительного счастья". Съемки в этом фильме Александр Пороховщиков называет незабываемым временем. "Владимир Мотыль был настоящим художником, влюбленным в свою страну, свой народ", - такое мнение в эфире радиостанции "Эхо Москвы" выразил народный артист России Александр Пороховщиков. "Страна сиротеет, когда уходят такие настоящие художники. То творчество, которым занимался Владимир Мотыль, подтверждает, что это человек цельной натуры сейчас таких очень мало", - сказал он. А.Пороховщиков подчеркнул, что Владимир Мотыль очень любил актеров. "Он создавал такую ауру, как будто ты все время находишься дома, среди близких, родных, доброжелательных, поэтому любой человек, даже с небольшими способностями, раскрывался и мог сделать очень много хорошего в актерской профессии", - заключил он. Еще один актер, снимавшийся в том же фильме, Игорь Костолевский, говорит, что из жизни ушел один из последних режиссеров-романтиков отечественного кино. В интервью радиостанции «Эхо Москвы» Костолевский рассказал, что испытывает огромное чувство благодарности к ушедшему из жизни режиссеру. "Для всех это огромная утрата, но особенно для меня особенно, потому что этот человек открыл мне мир кино, вывел меня в кино и действительно открыл для меня огромный мир Окуджавы, Шварца, очень больших артистов", - вспоминает И Костолевский. И.Костолевский подчеркнул, что "очень благодарен Владимиру Мотылю за ту школу жизни, которую он смог у него пройти". "Я благодарен ему за то, чему он меня научил. После Мотыля мне уже мало что было страшно и что меня пугало", - сказал он. "Он действительно был очень большим художником, грустно и жалко, огромная боль по этому поводу", - сказал И.Костолевский. Владимир Мотыль был гостем «Эхо Москвы» в 2004 году. Тогда он рассуждал о месте кинематографа в жизни общества. Режиссер был убежден в том, что кино не должно следовать по пути телевидения. О дате и месте похорон Владимира Мотыля пока не сообщается.

Я слушал, что многие актёры сыгравшие в "Звезде пленительного счастья" испытывают безграничную благодарность к Мотылю: "это фильм, на котором мы сложились и выросли".

А я испытываю такую же благодарность как зритель и просто как человек.

Зимней ночью 1975 года 11-летним мальчишкой я вышел из кинотеатра, и я знал, что в этом мире несмотря ни на что можно быть человеком -- с большой буквы.

И лишь много позже я впридачу понял, что это был также фильм о юности русских как нации.

Subscribe

  • МАРКС-ЭКОНОМИСТ В ОЦЕНКЕ П. САМУЭЛЬСОНА, ДЖ.-М. КЕЙНСА

    И ЭКОНОМИСТОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Выдающийся экономист П. Самуэльсон, первый американский лауреат нобелевской премии по экономике (в 1970, после…

  • ЗОЯ МАКСИМОВНА КИШ (ПЕТРЕНКО)

    родилась в 1921 г. в д. Новопокровке Ижморского района нынешней Кемеровской области. Семья у нас была большая: родители, три брата и четыре сестры.…

  • О М. Горьком

    (Из неопубликованного черновика:) На соседней клетке литературного поля в создании конструированного само-образа с "крестьянскими писателями"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments