Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

бомбардировка Дрездена

(как комментарий отсюда)

В Дрездене бомбили железнодорожный узел с целью обеспечения советского наступления. Если бы не железнодорожный узел и не советское наступление, Дрезден мог бы избежать значительных бомбардировок.

В Дрездене было много военных и военно-промышленных объектов, но такие объекты были размещены в огромном количестве по всей Германии, существенно в большем количестве, чем могло покрываться совокупной пропускной способностью английской и американской авиации. Категории целей поэтому приходилось приходилось жёстко приоритизировать (в зависимости от изменяющихся условий приоритеты сдвигались: например, после возрождения Люфтваффе электросеть сдвинулась вниз по списку, а заводы авиапромышленности поднялись вверх) и было возможным таргетировать только цели высших приоритетов -- которых всё равно оставалось очень большое количество по всей Германии, включая её западную часть. При этом Дрезден находился на пределе дальности действия авиации союзников, его бомбардировка была опасной и тяжёлой (насколько помню, пилоты только в направлении "туда" провели 8 часов на кислороде) и требовала исключительной сложности исполнения (создания множественных отвлекающих сил и т.д.). По совокупности этих факторов, ввиду лишь одних дрезденских военно-промышленных целей, Дрезден вероятно избежал бы массированных бомбардировок.

Бомбардировка Дрездена в феврале 1945 года была обусловлена не дрезденскими военно-промышленными объектами (они могли играть подтверждающую, но третьестепенную роль, и специально не таргетировались), а потребностями обеспечения успеха советского наступления требововавшими таргетирования немецких транспортно-логистических систем в направлении восточного фронта.

Никакого эффекта "тришкиного кафтана" у немцев не было, по крайней мере ни в глазах союзного командования, ни в глазах советского. В декабре (казалось бы разбитые) немцы начали активное контрнаступление и потери союзников резко возросли (75 тыс. убитых в декабре 1944). Это происходило на фоне немецкого военно-промышленного возрождения, проявившегося в частности в возрождении Люфтваффе, в операциях Фау-2 и Ме-262, возрождении и резкой реактивации действий немецкого подводного флота и т.д.

16 января 1945 г. объединенный комитет английской и американской разведок (JIC) прогнозировал, что вероятный худший сценарий состоит в том, что советское зимнее наступление и весеннее наступление союзников на западе не приведут к решительному успеху, после чего потребуется координация наступления на западе в августе 1945 с советским летним наступлением 1945. (Biddle)

21 января комитет разведки стратегических ВВС США вынес заключение, что армии западных союзников утратили инициативу на западном фронте, и что Люфтваффе смогло восстановиться до степени, не считавшейся возможной союзной разведкой 8 месяцев назад. (Biddle)

В тот же день JIC призвал к срочному пересмотру использования бомбардировочных сил, наставивая на том, что степень успеха достигнутая нынешним советским наступлением по всей вероятности будет иметь решающее значение для продолжительности войны, и что синхронизированные с советским наступлением удары по Берлину помогут русским, в особенности если они будут скоординированы с изоляцией восточной Пруссии и взятием Бреслау. Подчёркивалось, что срыв немецкого железнодорожного сообщения воспрепятствует упорядоченному перемещению немецких войск на восточный фронт и действию немецкой военной машины. В тот же день дальнейшее обсуждение в командовании британских ВВС привело к заключению, что бомбардировки ключевых немецких транспортных узлов в направлении восточного фронта -- Берлина, Лейпцига, Хемница и Дрездена -- окажут важное содействие советскому наступлению. В частности, узел Дрездена был центром транспортно-логистической сети Германии на восточном фронте. В него сходились и через него проходили три пучка маршрутов Рейха в направлениях запад-восток и север-юг. Дрезден обеспечивал транспортировку на восточный фронт немецких сил и военных поставок с запада Германии, из Италии и Норвегии и их транспортировку вдоль линии восточного фронта. (Biddle)

В случае неблокирования немецкой транспортной сети, по оценкам JIC и имевшимся расшифровкам ULTRA, немцы были в состоянии перебросить на восточный фронт до 42 дивизий (около 500 тыс. живой силы), плюс вооружение, боеприпасы и иные военные грузы.

О внутренних суждениях внутри советского руководства, как водится, сведений гораздо меньше, но оно пришло к тому же существенному заключению. На встрече 15 января с Теддером (командующим военно-воздушными операциями союзников представлявшем на встрече Эйзенхауэра) Сталин выразил особую озабоченность тем, что немецкая транспортная система позволяет легко перебрасывать силы с западного фротна на восточный и между Сталиным и Теддером состоялось обсуждение действий, которые может предпринять союзная авиация для предотвращения такой переброски. Дрезден не упоминался в этой беседе специфически, но было ясным, что переброска немецких сил и военных поставок должна проходить через Дрезден входивший в четверку наиболее важных немецких транспортных узлов в направлении восточного фронта (De Bruhl, 149). Это было далеко не первым таким обсуждением: начиная с августа 1942 и по ялтинскую конференцию (февраль 1945) Сталин регулярно получал заверения лично от Черчилля и Рузвельта и от их представителей, что СССР может расчитывать на помощь союзной бомбардировочной авиации в поддержке наступления на восточном фронте, когда для этого придёт время (De Bruhl, 282, 267-9). Через 10 дней после встречи Сталина с Теддером, 25 января, JIC подготовил предложения "О стратегической бомбардировке в связи с текущим русским наступлением" рекомендовавшие нанесение бомбовых ударов по Берлину, Лейпцигу, Дрездену и Хемницу как ключевым транспортным узлам, через которые должна была проходить основная масса перебрасываемых на восточный фронт немецких сил и военных грузов (De Bruhl, 154-5).

На ялтинской конференции начальник советского Генштаба Антонов, при докладе о планах советского наступления, сделал ряд военных запросов к союзникам. В числе этих запросов Антонов назвал авиационные удары в начале февраля по комуникационным линиям с целью препятствия перемещению немецких войск на восточный фронт с западного, а также из Норвегии и Италии (Материалы ялтинской конференции, FRUS, 1945, III, стр. 583). В особенности, сказал Антонов, необходимо парализовать транспортные узлы Берлина и Лейпцига. Обсуждение нанесения союзных авиаударов с целью предотвращения передвидения немецких войск на восток было затем продолжено на ялтинской конференции между английскими и советскими командующими (с советской стороны участвовали Антонов, машал авиации Худяков, адмирал Кузнецов с помощником Костринским, ген. Грызлов, вице-адмирал Кучеров) (стр. 599-601). По воспоминаниям английского переводчика, запрос бомбардировок немецких транспортных узлов выдвигался в Ялте также непосредственно Сталиным. Через несколько дней после этих запросов они будут удовлетворены.

Также о советских запросах бомбардировки Дрездена см.
John Calvin Jeffries, John Jeffries, "Justice Lewis F. Powell, Jr", Fordham Univ Press, 2001
http://books.google.com/books?id=JW-lWL3LdocC
стр. 100-101 (в контексте -- стр. 98-103), они открыты для чтения по ссылке.

Согласно цитируемым Джеффрис свидетельствам, общее мнение в командовании американских ВВС относительно бомбардировок Дрездена состояло в том, что "русские настояли, а англичане согласились". Это мнение, как мы видели, было не вполне точным: инициатива по бомбардировке Дрездена и других немцких транспортных узлов в направлении восточного фронта исходила с обеих сторон, как советской, так и западных союзников, однако в существенном отношении это мнение ("русские настояли, а англичане согласились") было верным, т.к. инициатива западных союзников двигалась советской инициативой и советскими запросами и хронологически следовала им.

Хронология основных событий такова:
  1. 1942-1944: Сталин получает уверения западных союзников в том, что СССР может расчитывать на помощь западной стратегической авиации для поддержки советского наступления в Германии.


  2. Июнь-июль 1944: советское командование передает через Новикова (см. ниже) запросы западным союзникам о бомбардировке Дрездена для поддержки советского наступления.


  3. 7 октября 1944: USAAF проводит бомбардировку железнодорожного узла Дрездена.


  4. 15 января 1945: на встрече с Теддером Сталин запрашивает бомбардировку немецкой транспортной системы в направлении восточного фронта для предотвращения переброски немецких сил на восточный фронт.


  5. 21 января, через шесть дней после сталинского запроса, JIC и командование британских ВВС принимают решение о необходимости назначить высокий приоритет задаче бомбардировки немецких транспортных узлов на востоке.


  6. около 4 февраля: на ялтинской конференции Антонов (в присутствии Сталина, Рузвельта, Черчилля и военначальников трех стран) повторяет советский запрос о нанесении ударов по немецкой транспортной системе на востоке.


  7. 8 февраля (см. ниже) советское командование в Москве получает от американской военной миссии список стратегических целей для бомбардировки американскими ВВС, включая Дрезден и другие ключевые немецкие транспорные узлы в направлении восточного фронта.


  8. 14-15 февраля USAAF и RAF производят наиболее известную из бомбардировок Дрездена, в ходе которой наносится тяжелый ущерб дрезденскому транспортному узлу.


  9. 8 марта и 17 апреля 1945: повторные бомбардировки USAAF полностью уничтожают остатки дрезденского железнодорожного узла.


Запросы бомбардировки Дрезена делались советской стороной также до встречи в Ялте. Один из запросов был сделан от имени советской стороны Новиковым (главнокомандующим советскими ВВС) при встрече Новикова с ген. Икером во время челночной бомбардировки в июне 1944 (при челночной бомбардировке самолёты союзников, вылетая из Британии, совершали посадку около Полтавы). Когда Икер находился на советской стороне, Новиков обратился к Икеру с запросом бомбардировки Дрезена как основного логистического и транспортного центра поддерживающего немецкую оборону против наступления маршала Жукова. Икер передал запрос Новикова ген. Пауэллу. Несколько недель спустя Новиков обратился повторно с запросом бомбардировки Дрездена к ген. Андерсену возглавлявшему вторую челночную бомбардировку. Икер и Андерсон передали запрос Новикова ген. Спаацу, который передал его объединённому комитету начальников штабов. (Jeffries, стр. 101)

8 февраля ген. Сполдинг (возглавлявший американскую военную миссию в Москве) передал ген. Славину (помощнику нач. ГШ СССР) список стратегических целей для бомбардировки американскими ВВС. Первым приоритетом в этом списке по-прежнему оставался нефтянной комплекс. Вторым приоритетом были поставлены транспортные узлы, в приоритете: Берлин, Лейпциг, Дрезден, далее другие (De Bruhl, 166).

Такова очень краткая и, разумеется, в силу объёма неполная история принятия решения о бомбардировке Дрездена и других транспортных узлов в восточной части рейха, которые бомбились для обеспечения советского наступления.

Если вы желаете подробнее ознакомиться с темой, могу рекомендовать библиографию:

Tami Davis Biddle, "Dresden 1945: Reality, History, and Memory" // The Journal of Military History, Volume 72, Number 2, April 2008
(обязательна для чтения)
        http://muse.jhu.edu/journals/journal_of_military_history/v072/72.2biddle.html
        http://direct.bl.uk/bld/PlaceOrder.do?UIN=227225556&ETOC=RN&from=searchengine
        в халявном доступе:
        http://www.southalabama.edu/history/faculty/rogers/346/dresden.pdf
        http://freedownloadb.com/pdf/dresden-1945-university-of-south-alabama-homepage-8976003.html
Marshall De Bruhl, "Firestorm: Allied airpower and the destruction of Dresden", Random House, 2006
ed. Paul Addison, Jeremy A. Crang, "Firestorm: the bombing of Dresden 1945", Pimlico, 2006
Frederick Taylor, "Dresden: Tuesday, February 13, 1945", Perennial/Harper Collins, 2005
http://lord-k.livejournal.com/375164.html (и далее продолжение, всего в 5 частях, см. тж. дополнительно по тэгу http://lord-k.livejournal.com/tag/dresden)
http://web.archive.org/web/20110722175509/http://www.airforcehistory.hq.af.mil/PopTopics/dresden.htm

Более широко, см. напр.
Robert S. Ehlers, "Targeting the Third Reich: Air Intelligence and the Allied Bombing Campaigns" (Modern War Studies), University Press of Kansas, 2009
Ronald Schaffer, "Wings of Judgment: American Bombing in World War II", Oxford University Press, 1985
Randall Hansen, "Fire and Fury: The Allied Bombing of Germany, 1942-1945", NAL/Penguin, 2009
Kenneth P. Werrell, "Death from the Heavens: A History of Strategic Bombing", Naval Institute Press, Annapolis, 2009
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments