Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

"рукопись найденная под кроватью"

или новый старый Галковский

http://russlovo.today/rubricator/obshchestvo/fragmenty-intellektualnogo

8.09.1993

Импрессионизм и последующие “распадающиеся” виды живописи выводят из “кризиса европейской культуры”, “бунта индивидуалистического сознания над мещанской моралью” и т.д. Тогда как на самом деле, может быть, наиболее серьёзным фактором и стимулом было просто развитие ФОТОГРАФИИ. Это был социальный кризис, лишивший дохода десятки тысяч профессиональных художников-портретистов и иллюстраторов. Произошла девальвация жанра, более того, самой идеи “точного воспроизводства”. Поэтому в пику стали упирать на сходство внутреннее, деформацию формы и т.д. Художники стремились доказать, что они не фотографы. Таким образом, импрессионизм есть, прежде всего, реакция на прогресс техники, “бездушной и холодной”, так как на улицу была выгнана целая корпорация, но с другой-то стороны - тёплой и человечной, сделавшей человеческий образ, запечатлённый на бумаге, более доступным и более ТОЧНЫМ, более ПРАВДИВЫМ.

То же касается кризиса в музыке – например, джазовые импровизации как реакция на фонограф.

То же, может быть в больших масштабах, касается кризиса в физике, который девальвировал знание и авторитет “научного сообщества” (например, превратив в посмешище почтенного Уильяма Томсона, после открытия цепной реакции упрямо настаивающего на том, что Солнце работает на дровах), но на самом деле это же было торжеством рационализма и света, так как проявляло математическими фактами филологический негатив Канта и вообще европейской философии как таковой.

Собственно искусство есть оппозиция прогрессу, и прогрессивное искусство - модернизм, поп-арт - есть реакционное искусство. Кризис в физике может быть только триумфом (собственно цель науки – упереться в стенку), но это кризис физиков, их жизни. Когда девальвация знания наступает через тысячелетия, как в случае с Эвклидом, это метафизически обидно, но физически всё равно. Когда через 200 лет, как с Ньютоном, – уже зябко. А когда в 30 лет триумф, а в 50 на человека, придумавшего полупроводники, смотрят, как на изобретателя валенок, начинается РЕАКЦИЯ. Вообще определение внутреннего смысла этого слова – «реакция»...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments