Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Провал Минска-2. Ожидаемо, но несвоевременно

Originally posted by politnotes at Провал Минска-2. Ожидаемо, но несвоевременно


Итак, свершилось! Вслед за своим первым собратом, минский сговор "второй свежести" стараниями дорогого партнёра отправлен на свалку истории, где ему, по правде говоря, самое место. Это в значительной мере устраняет неопределённость в отношении перспектив воплощения данного документа, хотя общей неопределённости перспектив дальнейшего развития событий не снимает.

Нужно отметить, что Минск-2 отличался от Минска-1 в двух аспектах. Во-первых, он несколько конкретизировал последовательность этапов военного и политического урегулирования, оставляя при этом значительное пространство для их вольной интерпретации в зависимости от интересов сторон.

А во-вторых, его реализация, помимо аморфного механизма Контактной группы, опиралась на регуляризованный нормандский механизм на уровне министров иностранных дел или политдиректоров МИДа. Фактически, все подвижки в плане выполнения военных условий перемирия осуществлялись именно через этот механизм, тогда как Контактная группа за прошедшее время собралась всего один раз в режиме видеоконференции и без внятных результатов.

В какой-то степени это можно назвать дипломатическим успехом хунты - перевод диалога в нормандский формат, о котором так много говорилось осенью, всё-таки состоялся, в негласном режиме, но с нужным результатом - Контактную группу теперь можно благополучно игнорировать, теперь это не единственная и не основная площадка для обсуждения конфликта.

Оба эти аспекта способствовали приближению скорой кончины второй итерации Минска. Парадокс, но использование Москвой нормандского формата для стимулирования выработки Минска-2 создало предпосылки для маргинализации Контактной группы в ходе его реализации. А конкретизация этапов урегулирования сформировала относительно чёткие критерии их нарушения. Отвертеться и затереть тот факт, что принятые хунтой во вторник решения являются прямым нарушением минской последовательности уже не удастся. Значит, и реакция на него должна последовать. Хотя какая-то.

Нарушение это касается двух компонентов минской схемы. По первому компоненту вчера предельно ясно (в кои-то веки) высказался Лавров - Минск-2 исходил из того, что закон о временном порядке самоуправления действует, и нужно только очертить территории.

Второй компонент пока не озвучивается, но он не менее важен для всей конструкции, поскольку связан с постоянным статусом "отдельных районов". По сути, оговаривая, что после выборов по укропским законам районы получат временное самоуправление, хунта тем самым отказывается от обязательства принять "постоянное законодательство об особом статусе" (п. 11).

То есть никакой передачи огрызков укре в путинской упаковочке и никакой постоянной автономии, способной послужить моделью для других регионов, не будет, даже не мечтайте.

Откровенно говоря, мне казалось, хунта поступит хитрее и сделает хотя бы первый шаг в минской последовательности политического урегулирования, чтобы перебросить мяч на сторону ДЛНР. Киев, выполняющий договорённости, это страшный сон Новороссии. Только представить, что сейчас укры просто очерчивают территории, и запаховедам приходится выходить к народу и говорить "Ура! Нам дали распрекрасный временный закон, давайте его реализовывать!". И всё - в инклюзивный диалог можно не вступать, просто доводя ситуацию до абсурда, а ещё лучше подставить ДЛНР, показав, что запаховеды воспользоваться ниспосланным благом в виде временного закона не в состоянии, и с ними говорить не о чем? На худой конец, можно и в рамках Контактной группы увязнуть в процессе согласования модальностей, выдвигая уйму дополнительных условий, которые Москва непременно проглотит, как проглотила и выполнила требование передать ОБСЕ информацию о местах отвода вооружений. "Жест доброй воли", ага.

Но хунта она такая хунта. С ходу оглушительный отказ даже начинать политическое урегулирование. Демонстративный плевок. Учитывая, что незадолго до этого свин говорил с Байденом, а за день до голосования посетил подружку Ангелу, плевок согласован и одобрен. В каком-то смысле это может быть игрой на опережение - показательно выйти из минского процесса на той стадии, когда ВСН ещё не готовы к наступлению, чтобы РФ не смогла воспользоваться этим предлогом сейчас и неизбежно пошла на переговоры, лишая себя возможности вернуться к этому факту в дальнейшем. Для этого сейчас и пытаются срочно собрать четвёрку, чтобы, навалившись на ВВП, удержать его от взбрыкивания и легализовать слом Минска-2.

Плюс одновременное одобрение запроса о вводе миротворцев указывает на вполне просчитанный манёвр, в результате которого Москва должна быть поставлена перед выбором между добровольным согласием на слом минской модели и принудительным, с помощью угрозы интернационализации и ввода миротворцев.

Затея с миротворцами с точки зрения хунты - очень удобный рычаг влияния. Зная, что ВВП, которому очень нужна деэскалация, в принципе готов обсуждать эту идею (и вполне вероятно, что некоторые договорённости на этот счёт уже были достигнуты во время или после минской встречи), хунта таким образом переключает фокус внимания с внутренних нюансов политического урегулирования на способы и механизмы обеспечения международного присутствия, получает дополнительный инструмент шантажа и, самое главное, тянет время.

Вообще, если сопоставить отдельные реплики и оговорки некоторых "наших европейских друзей" и деятелей хунты, можно прийти к выводу, что главная тактическая задача наших противников сейчас - затянуть паузу в конфликте до конца текущего года, удержав его в рамках бессодержательного и безрезультатного торга вокруг второстепенных деталей без подвижек в центральных вопросах. Возможно даже с отдельными локальными вспышками, но без выхода за пределы согласованных на данный момент принципов урегулирования - сохранения единоукры и непризнания ДЛНР. Для этого даже на какой-нибудь вариант конституционной реформы пойдут для замыливания глаз.

Почему именно до конца года? Потому что США смогут выйти на газовый рынок не ранее 2016 года. Потому что с 1 января 2016 года окончательно вступают в силу торговые положения Соглашения об ассоциации ЕС с укрой и Молдавией (и Приднестровье должно до этого времени определиться со своим торговым режимом). Потому что основные пакеты санкций утверждены именно до конца года, и к этому времени российская экономика должна истощиться до необратимого уровня. Потому что переговоры по трансатлантической зоне свободной торговле должны завершиться к 2016 году. И наконец, потому что для победы на выборах в ноябре 2016 года Хиллари необходимо достать козырь из рукава в виде головы Путина на блюдечке не позже апреля.

По каждому из этих пунктов возможны отклонения и вариации. Удержать всю конфигурацию в рамках заданного тренда вряд ли получится. Но суть остаётся неизменной - если РФ не выйдет за флажки до конца года, Запад доведёт начатое дело в нужные для себя сроки. И нынешние (без)действия Путина с точки зрения Запада это поведение по принципу "тот, кто нам мешает, тот нам и поможет". Предоставляя партнёру Пете в виде Минска-2 индульгенцию до конца года, крыса создаёт все условия для воплощения западных планов.

Но, похоже, крысе так нужна хоть временная передышка, что он идёт на неё даже ценой критического возрастания рисков. Я не исключаю, что в Кремле действительно верят мантры типа "время работает на нас". Они так долго убеждали нас в реальности ХПП, что и сами в него поверили. По крайней мере, то, что отрывочно доносится до меня из Белокаменной, говорит о том, что как минимум в экспертной среде преобладает уверенность в правильности стратегии "сиди и жди, врага пронесут".

Москва действительно стремится к полноценной деэскалации. И поддержание конфликта низкой интенсивности для отвлечения внимания от Крыма, как я уже неоднократно говорила, не может рассматриваться сейчас как жизнеспособная опция, потому что для реального отвлечения внимания и сил хунты от Крыма на данном этапе нужна интенсивность примерно как в конце августа, поддерживать которую без ущерба для контактов с Западом Кремль не в состоянии.

То же самое относится и к использованию конфликта для федерализации и нейтрализации укры. Задействовав ограниченный сегмент военторга, свинятку действительно доказали, что военным путём он ДЛНР не захватит, но решить главную политическую задачу - сподвигнуть его к политическим уступкам - кремлины не смогли. И здесь опять-таки с течением времени уровень интенсивности конфликта, требуемый даже для поддержания имеющей конфигурации, не говоря уже о продвижении вперёд, стремительно возрастает. Если в августе хунта, находясь на грани разгрома, согласилась на минскую схему, то в результате январского наступления Путин практически не добился от свина значительных политических уступок, а сам уступил немало (масштаб уступок может примерно оценить, если сравнить слитый 11 февраля проект ДЛНР с итоговым документом, обнародованным на следующее утро). Хотя, как я понимаю, мера задействования военторга в январе была не намного меньше, чем в августе, только задействование его происходило по-другому, в несколько иных формах.

И чем дальше, тем хуже - локальные поражения уже не являются достаточным фактором политического давления на хунту, а по мере закрепления военной экономики степень чувствительности хунты к поражениям на фронтах будет сокращаться. Тем более, что с помощью пропагандистской машины любое поражение можно представить как пэрэмогу.

Одним словом, поддержание конфликта низкой интенсивности с точки зрения решения возможных политических задач имеет почти нулевую ценность. И Москва бы и рада уже заморозить ситуацию "как есть", без всякого урегулирования. Вариант "холодной заморозки" в виде сохранения нынешнего подвешенного положения и возможной ползучей интеграции в российское экономическое пространство обсуждается в кабинетах с ноября. Но хунта не позволит провернуть даже этот вариант, используя по максимуму выданный Западом карт-бланш на спорадические обстрелы и обострения. Успокоиться не дадут однозначно.

Можно, конечно, от безысходности решиться на резкую эскалацию в целях стимулирования Минска-3, только вот чего на этом самом Минске-3 добиваться? Ведь если процесс остаётся в рамках минской схемы сохранения единоукры, то центральную роль в этой схеме продолжат играть не международные обязательства хунты, как было бы в случае международного договора, а её внутреннее правовое поле. Проще говоря, пока все минские сговоры будут сводиться к тому, чтобы хунта приняла в Раде какой-нибудь закон, у неё всегда останутся возможности для саботажа, давления и шантажа.

В общем, положение Путина действительно описывается в категориях "куда ни кинь, всюду клин", да только вот кидать куда-нибудь (или кого-нибудь) всё равно придётся. Впрочем, можно уже сейчас не мудрствуя лукаво воспользоваться советом своих ближайших соратников и начать вырезать фигурки из дерева, составив в этом компанию двум симпатичным лидерам отдельных районов. Ведь в сущности, без русского государства нынешняя эрефия это тоже всего лишь отдельные районы России. С очень временным самоуправлением...

И ещё одно подтверждение - Длительность действия санкций против России зависит от исполнения минских соглашений, это может случиться лишь к концу 2015 года, считает Евросовет, заявил его глава Дональд Туск на пресс-конференции.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments