Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

к декоммунизации

Originally posted by oper_1974 at Секретный доклад ОГПУ о "жидоедстве" среди интеллигенции и духовенства.
Начальник Отдела информации и ПК ОГПУ
Прокофьев
Начальник 2-го отделения
Наймон

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ОБ АНТИСЕМИТСКИХ НАСТРОЕНИЯХ СРЕДИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
Совершенно секретно.

  Наличие антисемитских настроений среди антисоветской интеллигенции за последнее время становится все более очевидным и захватывает отчасти и те группы антисоветской интеллигенции, которые раньше примыкали к социалистическим партиям.

      Характерно, что в быту и в личных отношениях интеллигенции антисемитизм теряет свои острые формы и частично сглаживается. Антисемитизм как таковой в большинстве своем вырос и укрепился в идеологии антисоветской интеллигенции, принимая (сознательно или бессознательно) вид как бы особой политической тактики использования старых предрассудков в целях распространения недовольства и агитации в массах.

     Все эти положения особенно ярко иллюстрируются отдельными местами только на днях законченного дела "Центр", где налицо целая группа старых максималистов с большим стажем подполья при царизме и работы в советской действительности.


  Этой группой, считавшей не-обходимым объединение всех живых сил страны - от анархистов до монархистов - для борьбы с соввластью, был выдвинут одним из пунктов программы: "в организацию не принимать евреев ни под каким видом", и как единственный довод, в смысле оправдания приемлемый для людей, считающих себя максималистами, выдвигалось положение, что евреи, не имея родины, и не имеют никаких особых интересов в российской действительности".

      Очень туманное, но и очень характерное заявление. Сама идея этого блока, выдвинутого максималистами, допускала любые формы проявления антисемитизма, что и было впоследствии, когда правой группой этого центра был конкретно поставлен вопрос о борьбе с еврейским засильем всеми мерами, вплоть до массового террора.

       Вопрос этот обсуждался при красноречивом молчании партийного центра. Второе положение о сглаживании острых углов антисемитизма в быту интеллигенции объясняется, с одной стороны, еще сплошным переплетением интересов идеологических, жилищных и даже чисто родственных, как результат ряда условий современного быта вообще и интеллигенции в частности.
       Характерно заявление по этому вопросу одного из правых руководителей того же центра (Лебедева), который, пожалуй, искренне говорит, что его нельзя обвинять в антисемитизме, что он интернационалист, что у него целый ряд друзей-евреев и есть даже родственники (муж сестры), к которым он питает самые лучшие чувства, что его возмущают сильно растущие в последнее время у интеллигенции антисемитские настроения, но все-таки отрицать факта еврейского засилья нельзя, что с этим нужно бороться...

       Среди антисоветского студенчества последних курсов антисемитские настроения выявляются гораздо легче, нежели на первых, прошедших через большие фильтры и в большинстве более советски настроенных.

      Студентов евреев сторонятся, и отношение в большинстве скрыто враждебное.
Разговор об еврейском засилье в вузах - любимый конек агитации белогвардейского студенчества.
      В вузах в последнее время определенно распространяются слухи, что при ВЦИКе создана особая комиссия по борьбе с еврейским засильем и что "при ВЦИКе тоже не любят евреев".
      Характерно, что при всяких разговорах о чем-либо (отличия, заслуги, стипендии и другие мелочи вузовского быта) первый вопрос задается о лице, о котором идет речь, а что он, еврей или русский. Агитация в вузах имеет свои формы - большинство стен исписаны антисемитскими лозунгами, и кроме того, были попытки распространения листовок в 2-3 экз. путем вывешивания в вузе с рядом антисемитских выпадов, основным из которых и злободневным является: "процентную норму для евреев заменили на процентную норму для русских".

      Злободневность его усиливается распространением слухов о процентном отношении евреев к русским студентам, обыкновенно называют цифру от 70 до 80%.

      Если принять во внимание, что в вузах учится около 48% студентов евреев, то частью становится понятен успех антисемитских агитаций среди антисоветского студенчества. Среди отдельных наиболее антисоветских групп студенчества (очень немногочисленных) иногда проскальзывает тенденция практической постановки вопроса борьбы с еврейским засильем в вузах путем террора, бойкота и т. д.

      Тенденции эти в большинстве случаев так и оставались неоформленными. Выливались они иногда в форму простого мордобития, когда студента еврея избивали только за то, что он еврей. общем, для вуза характерны те же, что и вообще у интеллигенции, постоянные разговоры об еврейском засилье с уклоном местного вузовского масштаба.

      Среди профессуры антисемитское настроение особенно характерно в старой ее части, но дальше вскользь пущенной шпильки и систематических попыток проваливания студентов-евреев на зачетах, дело не идет. Среди молодежи, вышедшей из мещанской среды, антисемитизм настолько укрепился, 'что захватил даже и детей.

      В некоторых школах 2-й ступени в Москве, центрального района, были зарегистрированы среди учащихся детей антисоветской интеллигенции и торговцев частные случаи антисоветских выходок. Бывшие русские скауты и группирующаяся вокруг них антисоветская молодежь (Москва, Западный край, Украина) выдвигают лозунг "избавления от жидовского засилья".

      Среди литераторов характерны антисемитские на-строения отдельных групп, эти группы в смысле отношения к власти ведут себя лояльно, но на первом месте у них определенная цель, своего рода миссия "сохранить национальное лицо России", которому грозит опасность расплыться в многоликом сборище национальностей.

      Эта группа к пролетарскому строительству относится благожелательно, против еврейского народа тоже ничего не имеет, если он будет держаться в стороне.
       Антисемитизм этой группы выражается в игнорировании и изолировании евреев - литераторов и журналистов от "великой миссии" интеллигентов-литераторов - "сохранения национального лица России".

       Другие группы профессионально-литературные носят чисто кастовый характер и считают еврейских писателей и журналистов "чуждым элементом". Это своего рода кастовый антисемитизм, проходящий под лозунгом: "зачем жиды лезут?" Антисемитизм этого рода не носит общественного явления, это ряд отдельных фактов, незначительных по числу охватываемых лиц из среды литераторов и журналистов.

      Наиболее серьезной, по существу политической, организацией антисемитского толка, состоявшей из литераторов, является ликвидированный "Орден русских фашистов".

       В конце 1923 г. 4 поэта, имена коих хорошо известны в литературных кругах: Есенин, Орешин, Клычков и Ганин, устроили "инцидент в пивной". На первый взгляд этот незначительный случай, пожалуй, не привлекает к себе особого внимания. пивной шел разговор антисемитского характера, который можно слышать не только в пивной, но почти в каждом другом общественном месте, но с другой стороны, прошлый инцидент чрезвычайно любопытен, показателен и важен.

       Все четверо, как отмечено выше, были хорошо известны литературному миру СССР. Они сотрудничали в коммунистической и советской печати. Имели свои литературные труды, издаваемые Госиздатом и другими крупными издательствами. Таким образом, антисемитское настроение этих 4-х лиц - это настроение всей интеллигенции.
Почему инцидент в пивной стал для нас показательным и важным? На этот вопрос можно ответить краткой характеристикой дела "Ордена русских фашистов".

      "Орден русских фашистов" - вполне оформившаяся контрреволюционная террористическая организация, ликвидированная нами в октябре прошлого года.
Организация была создана группой литераторов, причем одним из главных организаторов являлся именно Ганин - сопроцессник по делу 4-х поэтов.
Организация имела программу, в которой определялись ее стремления.

       Между прочим, один из пунктов программы в конечной цели "Ордена русских фашистов" гласит: "переселение евреев на свою родину в Палестину". документах, отправляемых организацией в белогвардейские круги за границей, определенно явствует, что руководители организации признавали, что государственная власть в России находится только в руках евреев.
      Сама организация "Орден русских фашистов" объединила вокруг себя самых заядлых антисемитов и почти на 100% состояла из числа последних.

         Из числа организаций белогвардейской интеллигенции следует отметить одну из них, как наиболее для нее характерную. начале этого года нами ликвидирована группировка бывших воспитанников 1-го Московского кадетского корпуса, которые пытались образовать контрреволюционную организацию. Почти все 12 обвиняемых, проходивших по данному делу, сами заявляют, что они видят засилье евреев и признают, что государственная власть находится в руках последних. С целью борьбы с еврейским засильем они и пытались создать организацию.

       Последние два факта говорят за то, что антисемитское настроение не только широко прививается другим, но и выливается в определенную форму контрреволюционных организаций и группировок.
       Антисемитизм в театральной среде развит чрезвычайно сильно. Пожалуй, и в какой другой сфере интеллигенции нельзя встретить того, что на каждом шагу приходится видеть в театральном мире.

        Слово "жид" склоняется за кулисами артистами во всех падежах и формах, особенно ярко это вырисовывается в Большом театре, где выражение "жиды у власти", "с удовольствием пойду бить жидов" и т. п. явление настолько обыденное, что подобные выражения не стесняются, произносить в присутствии массы.

        Нередко антисемитизм у артистов переходит всяческие границы. Как, например, можно указать на бывшего режиссера театра Корша - Карпова, который, будучи арестованным, при допросе в своих показаниях определенно заявил: "Я убежденнейший антисемит", добавив к этому, что Зиновьева и Каменева он не считает за государственных людей, ибо может их, как евреев, "купить за рубль". Наряду с этим зафиксировано несколько случаев распространения среди артистов антисемитской литературы, в частности книги Нилуса "Протоколы заседания сионских мудрецов". Распространение этой книги имело место также и в Большом театре.

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 2
ОБ АНТИСЕМИТСКОЙ РАБОТSДУХОВЕНСТВА
Совершенно секретно

    Церковниками беспрерывно ведется агитация "за веру", "за родину", "за Христа" и т. д. Агитация принимает то открытую, то явную форму и носит яркий отпечаток национализма, в черносотенном понимании этого слова.
        Смысл всей агитации - натравить обывателя на "жидов". Отдельные скрытые прорывы и имеющийся мате-риал дают все основания для утверждения антисемитской подоплеки агитации и стремления использовать против власти таящийся антисемитизм.

        Начиная с самого собора 1917 г. все духовенство, а с 23 года тихоновское, в своих проповедях, беседах, посланиях вбивают мысль о гонении на веру со стороны "жидов".
        Во многих случаях слово "жид" не говорится открыто, а заменяется словами "чужеземец", "иноверец". Все члены ВКП(б) и сторонники советской власти объявляются или "жидами", или продавшимися "жидам".

        Основным содержанием агитации является изложение так называемых "Протоколов сионских мудрецов", написанных Нилусом в 1921 г. в книге под названием "Антихрист" и изданной в Петербурге и напечатанной в Киево-Печерской лавре.
         Несколько экземпляров этой книги, трактующей о захвате евреями всего мира, отобраны у арестованных церковников-черносотенцев.
         В январе 1924 г. не отказались прибегнуть к использованию протоколов и евангелистские христиане ...

         Очень редки случаи агитации за христианство, за веру, за Бога, против отделения церкви от государства без указания на то, что большевики-жиды изгоняют православных из храмов, издеваются над православной верой.
        Излюбленным мотивом против антирелигиозной пропаганды является утверждение, что "только христиане ругают свою веру", а еврейскую и татарскую не трогают.

        "Вся поповщина", при поддержке в этом случае сектантства, использует антисемитизм против безбожья.
Во многих случаях контрреволюционной пропаганды в церковном духе усиленно муссируются утверждения о "жидовском" происхождении наркомов и местных властей. случаях же закрытия церквей противники закрытия заявляют: "Жиды отбирают церкви".
        Среди же беспоповцев Урала (старообрядцы) до сего времени пользуются популярностью разговоры на тему об отбирании церквей под синагоги.

          Взрыв антисемитской агитации наблюдался при изъятии церковных ценностей в 1922 г. Шуе и Вознесенске и других местах озлобленные толпы кричали: "Снять все ценности с жидов, комиссаров и их жен, а церковные не трогать".    Агитаторы разжигали настроение масс указаниями "жиды отбирают ценности". Ленинграде во время беспорядков при изъятии церковных ценностей в толпе раздавались прямые угрозы и призывы: "Идем бить жидов".

        Священник Огородников в Марийской области в том же году призывал не отдавать ценности, так как отбирают "жиды", звал объединяться, вооружаться и идти против "жидов".

        Московский процесс в 1919 г. над причтом церкви Василия Блаженного по поводу "святого отрока Гавриила", убиенного евреями, и заявление епископа Рязецева на допросе в 1923 г. в том, что у него нет уверенности в отсутствии у евреев ритуального употребления человеческой крови, в достаточной степени характеризуют живучесть антисемитских настроений поповщины.

        С появлением обновленческого движения антисемитская агитация перенеслась и на них.
Наиболее сознательные церковники, учитывая последствия церковного раскола, начинают твердить, что обновленцы подкуплены "жидами", которым-де выгодно уничтожение православия.
Священник Бех в Ижевске еще в 1922 г. заявил, что он будет молиться за "жидов", т. е. за обновление.
         Во время и после первого собора обновленцев в Москве велась агитация на тему, что собор куплен "жидами".
Нередко при обысках у церковников обнаруживается антисемитская литература.
В подпольных воззваниях приходских советов очень часто употребляется во всех вариациях термин "жид".

         После смерти Ленина (1924 г.) евангельский проповедник в г. Москве заявил: "Теперь нами будут править евреи-анархисты".
         Довольно показательным является и разговор рабочих МОГЭСа: "Ленин был свой, русский человек, кто же будет теперь".
        Необходимо отметить, что во всей заграничной монархической религиозной литературе антисемитская агитация занимает видное место.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments