Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Category:

Тамбовская жемчужина или особняк фабриканта Асеева

Originally posted by pavleg at Тамбовская жемчужина или особняк фабриканта Асеева

Предлагаю вернуться в солнечное начало мая и ознакомиться с одной из самых выдающихся достопримечательностей Тамбова - особняком Михаила Васильевича Асеева, что открылся после реставрации осенью прошлого года.


Роскошный двухэтажный особняк расположен в самой престижной части города - в парке на живописном берегу реки Цны, там, где мало кто мог позволить себе покупку земельного участка.

Впрочем, заказчик особняка был далеко не "мало кем", а крупнейшим на Тамбовщине фабрикантом - совладельцем «Торгового дома братьев Асеевых», которому принадлежало более двух десятков промышленных предприятий по всей России: суконные мануфактуры, винокуренные, сахарные, чугуноплавильные, бумажные и конские заводы.

Двоюродные братья Михаил Васильевич (1858 года рождения) и Василий Тихонович (1849 года рождения) представляли третье поколение происходившего из моршанских крестьян рода Асеевых. Их предшественники - родные братья Василий и Тихон в 70-х годах XIX века приобрели небольшую суконную фабрику в Арженке под Тамбовом.

В 80-х годах XIX века управление фабрикой берут на себя уже Михаил с Василием, коммерческий талант которых привел к созданию бурно развивающейся суконно-ткацкой промышленности в Тамбовской губернии, обеспечивающей к началу XX века потребности русской армии в обмундировании.

Стремительный взлет промышленной династии Асеевых был прерван известными событиями 1917 года, после которых все движимое и недвижимое имущество фабрикантов было конфисковано, а сами они были вынуждены эмигрировать из России.

Мы же вернемся к выстроенному в 1903-04 годах особняку, трактовка стилей, тонкая деталировка и качество исполнения строительных работ которого выдают столичное происхождение, что не удивительно, т.к. автором проекта являлся небезызвестный Лев Николаевич Кекушев.

Принцип архитектурного формирования особняка можно назвать необарочным. Центр композиции здания - холл с парадной лестницей, освещаемый через высокие окна. Выступающие ризалиты с залами различного назначения располагаются вокруг него. Это скорее клуб, чем жилой дом - архитектура как будто вобрала в себя и отразила бурную общественную жизнь и деятельность заказчика.

Тамбовский особняк – одно из самых насыщенных декором произведений Кекушева, которое и сейчас поражает своей оригинальностью, нестандартностью, красотой и изяществом всех элементов.

В советское время в особняке располагался кардиологический санаторий, а в 2012 году были начаты реставрационные работы, на которые за потратили без малого 400 миллионов бюджетных средств (280,293 млн.руб. из федерального бюджета на реставрацию особняка и еще 44,879 млн.руб. на реставрацию мебели и осветительных приборов, 52,158 млн.руб. из облатного бюджета на присопособление под музей и еще 4,509 млн.руб. на ремонт ограждения, не считая проекта, сведений по которому найти не удалось). Любопытно, что отреставрированное здание хотели сдать в аренду чуть-ли не под ресторан и лишь вмешательство больших московских чиновников после протестов общественности спасло памятник архитектуры местного значения от столь сомнительной перспективы.

Особняк передали музею-заповеднику "Петергоф", как филиал которого он и распахнул двери перед посетителями 27 сентября 2014 года.

Пора и нам заглянуть внутрь!

Первое помещение - богато украшенный росписями парадный вестибюль. Стоит обратить внимание, что плитка на полу - оригинальная.

Кекушеву удалось создать целостный ансамбль интерьеров с уникальными элементами, выполненными по его эскизам, как то: тонкая лепнина, фрески, горельефы, оригинальные панно, осветительная арматура или встроенная мебель.

Мы же, минуя гардеробную, оказываемся в каминной...

...главным украшением которой является великолепный резной буфет.

Ну и, конечно, потолочная роспись, в одном из углов которой можно разглядеть автограф реставратора "Художник Адамович М.Н. 1946 г".

В декоре каждой комнаты от рисунка паркета до росписи потолка и малых форм прослеживается одна тема, порой, резко контрастирующая с отделкой соседнего помещения.

Потолок - под стать солидной обстановке кабинета хозяина особняка.

В чайной комнате, как и ранее в кабинете, видим оригинальную мебель: буфеты, диван, а также картину с пасторальным пейзажем.

Цветочки в чайной присутствуют не только на картине, но и в росписи плафона.

Из чайной попадаем в диванную или дамскую комнату.

Ну что тут написать - богато.

А от позолоты на потолке рябит в глазах.

Куда скромнее оформлена мужская комната или бильярдная.

Здесь главный герой - мишка, появившийся в экспозиции в середине декабря - Асеев был не прочь пострелять на охоте.

На южную террасу выходит просторная столовая с оригинальным оформлением потолка деревянными балками, между которыми на золотом фоне написаны цветочные гирлянды.

Темная мебель, темные двери и стенные панели - помещение напомнило кают-компанию какого-нибудь парусника. Отдельного внимания заслуживает люстра - настоящее произведение искусства.

Белый зал - самое большое и торжественное помещение первого этажа, предназначенное для приема гостей, музыкальных вечеров и прочих праздничных мероприятий.

Увы, запечатлеть роскошное убранство самого большого помещения толком не удалось, т.к. в нем на стульчиках группируются музейные смотрительницы.

На второй этаж ведет эффектная парадная лестница из белого мрамора.

По легенде, во время гражданской войны кавалеристы поднимались по ней верхом на лошадях.

В боковых залах второго этажа открыты выставки, посвященные роду Асеевых и творчеству местного художника Николая Михайловича Шевченко.

Центральную часть второго этажа занимает колонный зал, с оригинально устроенным освещением - сверху находится прямоугольный световой фонарь, перекрытый по металлическим направляющим стеклоблоками. Обращают на себя внимание выполненные в виде колонн с росписью и завершающиеся цветочными вазами отопительные приборы.

Ну вот, собственно, мы и осмотрели отреставрированный "БалСтроем" особняк почетного гражданина города Тамбова Михаила Васильевича Асеева.

На этом у меня всё, как говорится: Feci quod potui faciant meliora potentes.

При подготовке поста использовались:
1. Материалы с официального сайта историко-культурного музейного комплекса "Усадьба Асеевых";
2. Материалы обследования особняка специализированной реставрационно-проектной компанией "АК-Проект".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments