Глава Следкома России Александр Бастрыкин предложил исключить из российской конституции положения, согласно которым нормы международного права являются частью правовой системы страны.
...
Глава СКР отметил, что для этого нужно поднять вопрос о созыве конституционного собрания. По его мнению, собрание могло бы скорректировать и ряд других конституционных положений, так как российскому основному закону уже больше 20 лет.
Вообще - вычистить ельцинский мусор из "защищенной части" конституции давно пора - и что идея озвучена вслух - полезный промежуточный шаг к ее реализации
...
Глава СКР отметил, что для этого нужно поднять вопрос о созыве конституционного собрания. По его мнению, собрание могло бы скорректировать и ряд других конституционных положений, так как российскому основному закону уже больше 20 лет.
Вообще - вычистить ельцинский мусор из "защищенной части" конституции давно пора - и что идея озвучена вслух - полезный промежуточный шаг к ее реализации
Собственно, нужно даже не изменение текста конституции (он неудовлетворителен своей велеречивой расплывчатостью, но можно обойтись без его переписывания), а постановление Конституционного суда разъясняющее намерение законодателя ст 15.4 о том, что, исходя из базового принципа разделения власти:
- Ратифицированный международный договор представляет собой федеральный закон, и в качестве принятого закона, отменяет предшествующие ему противоречащие законы, и имеет над ними силу. В случае принятия впоследствии федерального закона противоречащего ратифицированному международному договору, новопринятый закон (как более новый) приобретает силу, а договор подлежит денонсации.
- Межправительственное соглашение аналогичным образом представляет собой правительственное распоряжение (исполнительной власти), и отменяет противоречащие ему предшествующие правительственные распоряжения. В случае принятия впоследствии правительственного постановления противоречащего междправительственному международному соглашению, новое постановление (как более позднее) приобретает силу, а соглашение подлежит денонсации.
- Соответственно, иерархия правомочности такова:
1. конституция
2. федеральные законы, включая ратифицированные международные договоры
3. правительственные распоряжения (исполнительной власти), включая межправительственные соглашения
Чем и устанавливается их относительный легальный приоритет, а также сфера возможного содержания междунар. договоров и соглашений, которая определяется и ограничивается полномочиями заключающей их ветви власти.
При необходимости override положения ратифицированного договора новым внутренним законом, парламент всегда может денонсировать договор (а правительство -- денонсировать нератифицированное межправительственное соглашение).
Тонкими моментами, требующим разъяснения КС, являются:
- Неконституционность договоров, которые не могут быть денонсированы в короткий срок или создают обязательства распространяющиеся за пределы денонсации.
- Список "общепризнанных принципов и норм международного права" устанавливается федеральным законом.