Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

Латвия: что осталось от страны, арендованной ЕС

Originally posted by marss2 at Латвия: что осталось от страны, арендованной ЕС


«Всегда больше возможностей для выбора» — гласит реклама на задрапированном бывшем цехе рижского мотозавода «Саркана звайгзне» («Красная звезда»), выпускавшем мопеды. Центр Риги, улица Бривибас (Свободы).

Для того, чтобы почувствовать себя швейцарцем, недостаточно примерить лишь швейцарские часы. А чтобы стать «Балтийским тигром», мало натянуть на себя майку в полоску. Похоже, жители Латвии – те, кто еще не уехали из страны в поисках лучшей доли, — это осознали.

Даже приглаженный соцопрос, проведенный центром исследования общественного мнения (SKDS), показал рост числа тех, кто считает, что в Латвии наступил застой – 54,9%. А еще 16,7% жителей полагают, что Латвия переживает свой закат.

Сложите цифры. 71,6% населения прямо заявляет, что страна находится в глубоком обмороке и почти не дышит!

Но я могу и дальше приводить разные цифры. Однако лучше один раз увидеть. Покажу вам несколько известных во всем СССР латвийских предприятий.

Вернее то, что от них осталось.





Фото: Карен Маркарян

Мимо этого пустующего цеха рижского мотозавода «Саркана звайгзне» (Красная звезда) по Воздушному мосту ежедневно проезжают десятки тысяч машин. Символично, что рекламный плакат призывает посетить торговый центр Alfa, который находится на месте бывшего одноименного завода, выпускавшего электронику для ракет.

Ниже на снимке – тот же цех мотозавода, но с тыльной стороны. Табличка на ограждении гласит: «Ваши мечты станут реальностью». Да уж.

Фото: Карен Маркарян

Фото: Карен Маркарян

В советское время здесь выпускали мопеды «Рига» и так называемые мини-мокики (крохотные складывающиеся мопеды). Первыми в Союзе освоили выпуск и досок для скейтбордистов…

Флагманы латвийской индустрии

ВЭФ старшему поколению вряд ли стоит представлять. Транзисторные приемники расходились по всему Союзу как горячие пирожки. А бабушки и дедушки, наверняка, помнят ламповые приемники «Балтика» и первые транзисторные «Спидолы» и «Турист».

ВЭФ первым в Союзе стал давать трехлетнюю гарантию на выпускаемые приемники! На ВЭФе впервые в СССР начали производить и квазиэлектронные телефонные станции «Квант».

Фото: Карен Маркарян

На той же центральной рижской улице Бривибас наискосок от мотозавода находятся фасадные корпуса ВЭФ — здания еще начала века. В них теперь находятся банки, фирмы по продаже компьютеров и программ к ним, а также бистро…

Фото: Карен Маркарян

А до войны на ВЭФе выпускались наряду с телефонными аппаратами, телефонными станциями и радиоприемниками еще и утюги, радиостанции, электролампы, электрические фонарики и даже фотобумага. А также истребители, спортивные самолеты, знаменитый шпионский фотоаппарат «Минокс» размером чуть больше зажигалки.

В советское время самолеты и фотоаппараты было кому производить, а ВЭФ занял две трети рынка телефонных аппаратов СССР и 100% рынка телефонных централей! Белорусские приемники «Океан» — тоже одна из разработок ВЭФа, которой в 1968 году рижане поделились с Минским радиозаводам (ныне ОАО «Горизонт»).

Фото: Карен Маркарян

Вечером наверху этого корпуса на территории промышленного объединения ВЭФ светятся исторические буквы VEF – государственная электротехническая фабрика (в переводе с латышского). А под ней — значок (кружочек с рожками) фирмы по организации концертов и гастролей, которая теперь здесь квартирует. Этакий символический обелиск на могильной плите латвийской индустрии…

На ВЭФе разработали и аппаратуру для синхронного перевода, которыми оборудовали залы заседаний Верховного Совета СССР, дворца съездов в Москве, Дома Конгрессов в Риге…

Да и сани для бобслейных трасс советской сборной проектировали и изготавливали тоже на флагмане латвийской промышленности, как и судейскую аппаратуру «Гимнаст».

Продукция ВЭФ экспортировалась в 40 стран мира. В 1980 году ВЭФ стал официальным поставщиком Олимпийских игр в Москве. Для тех, кто понимает, это – как генеральный спонсор в техническом обслуживании всех соревнований.

Фото: Карен Маркарян

Один из заброшенных корпусов гиганта с надписью на подъезде «VEF Telekom».

К 1991 году на ВЭФе работали 20 тысяч человек. Но с приходом независимости предприятие был разделено на шесть небольших фирм, а к 1999 году завод был приватизирован и реорганизован. Аминь.

Сегодня бывшие корпуса завода-гиганта заброшены или в лучшем случае сдаются в аренду спортклубам, кафе, под складские помещения и стоянки.

А ведь ВЭФ – это еще и Дом культуры, пансионаты, учебные заведения, художественные и танцевальные студии и знаменитый на весь Союз автоматизированный комбинат питания, срытый до основания под автостоянку.

Фото: Карен Маркарян

Это – останки вэфовского фонтана перед знаменитым на весь Союз комбинатом питания, на месте которого (на заднем плане слева) очередная автостоянка. Ниже видеоролик о комбинате питания. Узнаете, наверное, в нем и этот «фонтан».

Советское не значит плохое

Бывший ВЭФ уже ничего не производит из своего знаменитого ассортимента. Пятую часть территории предприятия занимает торговый центр Domina, где в одном из кафе я побеседовал с историком и политологом Нормундом Гростиньшем и бизнес-консультантом Айнаром Комаровскисом.

- Когда Латвия добивалась независимости и получила ее, многие думали, что в такой маленькой стране можно будет довольно быстро достичь высокого уровня жизни и жить, как в Европе. Но получилось не как в Европе, а в рифму.

- О том, как жила Европа, обычный советский человек судил по фильмам, — замечает Айнар Комаровскис. – В фильмах же показывалась только витрина, а в среднем европейцы жили, как в Латвии, и даже порой хуже. Это в Скандинавии была и действует госполитика выравнивания, чтобы средства доходили и до низших слоев.

При сравнении уровня жизни в советское время с европейским не учитывалось то, что в СССР обходилось бесплатно: образование, медицина, копеечные платежи за транспорт, за электроэнергию и коммунальные услуги.

Квартиры хотя формально и не были приватизированы хозяевами, но отнять их у человека было практически невозможно. Не то, что сейчас, когда якобы у частного собственника запросто изымается жилье, как только он не заплатил налог или за обслуживание квартиры в течение нескольких месяцев.

Та власть не выбрасывала человека в утиль, а следила, чтобы он имел работу, жилье, принося пользу себе и обществу.

- Социальной обеспеченности людей в СССР придавалось большое значение. Поэтому западным странам тоже пришлось подтягиваться.

- Вынужденно.

- Словом, Латвия при переходе к независимому существованию была одной из самых развитых республик Союза, имела мощный промышленный и научный потенциал, развитое сельское хозяйство…

- Один рыболовецкий флот стоил многие десятки миллиардов, принося миллиардные же прибыли.

В Латвии были свои мозги

- А ведь было еще объединение «Альфа», которое работало на космическую промышленность, там собирались микросхемы блоков управления для тех же баллистических ракет «Сатана» (по натовской классификации).

- Было и такое конструкторское бюро «Орбита», которое разрабатывала электронику для ВЭФа и других предприятий, в том числе союзных. Так что у нас и мозги были свои, — присоединяется к разговору директор Института будущего Латвии, историк-политолог Нормунд Гростиньш.

- Пожалуй, более 90% промышленности Латвии исчезло. Выжили лишь немногие, резко уменьшившись в размерах. Так, успешно работают на экспорт два фармакологических предприятия – «Олайнфарм» и «Гриндекс», например.

И на Рижском вагоностроительном заводе вроде бы какой-то цех еще существует, выполняя ремонтные работы, — да и то благодаря тому, что его купила российская «Северсталь».

- В Латвии 2-3 года назад шла дискуссия о том, зачем нам платить сотни миллионов евро, покупая новые поезда, когда мы можем разместить такой заказ на своем вагоностроительном заводе в Риге, — говорит Нормунд. — Но выяснилось, что РВЗ при всем желании не смог бы поднять такой объем работ – не сохранились кадры…

Фото: Карен Маркарян

Проходная РВЗ и далее за ней – пустоты вместо заводских корпусов и несколько площадок для пляжного волейбола на фоне старого цеха.

Фото: Карен Маркарян

Небольшое отступление. Во времена СССР РВЗ заполнял сто процентов рынка моторных вагонов электропоездов. Был одним из крупнейших в стране производителей электричек и дизель-поездов, а также трамвайных вагонов.

Электропоезда поставлялись также в Болгарию и Югославию (с тремя дверями по бортам вагонов). А в 1973-м и в 1988-м на РВЗ произвели два состава единственного советского скоростного электропоезда ЭР-200.

После того, как во время обретения независимости республикой, над заводом сгустились тучи, его конструкторы уехали в Россию. И теперь конструируют и выпускают поезда там.

А вот, что осталось от РВЗ сегодня:

- Следует понять, что в 90-е лучшие кадры, конечно, уехали, — продолжает Нормунд.

- Еще бы. Помнится, что когда Латтелеком собирался переходить на цифровую систему подключения номеров, то ВЭФ предлагал свои услуги. Но это отвергли и предпочли англичан, завозя в Латвию даже туалетную бумагу.

- Причем завозили сюда не новое оборудованию, а устаревшее, — уточняет Айнар.

Фото: Карен Маркарян

Это руины одного из корпусов другого известного в Союзе и в мире рижского радиозавода имени Попова. Радиолы «Ригонда», транзисторы «Гауя», акустические колонки и магнитолы с аббревиатурой RRR уж точно помнятся многим. Завод находится в другом районе Риги, но драпируется по тем же, потемкинским, лекалам. Ниже – вид сзади.

Фото: Карен Маркарян

По греческому сценарию

А еще ведь была Кузнецовка – Рижский фарфоровый завод, работавший с 19 века. Было объединение Химволокно в Даугавпилсе, которое было продано сингапурцам и доведено до разорения.

Елгавский РАФ, выпускавший микроавтобусы «РАФ» и машины «Скорой помощи» — разрушен, «Страуме» — завод игрушек, выпускавший также миксеры, кофемолки, мясорубки, утюги, — приказал долго жить…

Что не добило местное правительство, добил Евросоюз.

Получается, что задачей пришедших к власти в Латвии было собственное обогащение и в желание быстренько сплавить Латвию в чужие руки. Помешать этому мог бы пролетариат, который и предстояло уничтожить, что и было сделано в 90-е.

Фото: Карен Маркарян

В головных корпусах завода «Страуме» сейчас сдаются помещения под офисы, располагаются магазины и даже нотариальная контора.

- В 1995-м Латвия подписала договор об ассоциации с ЕС, открыв в одностороннем порядке свой рынок для импорта европейской продукции, — отмечает Нормунд. – С этих пор торговый баланс Латвии стал негативным. И мы успешно движемся по греческому сценарию к такому же результату — банкротству. Сейчас Латвия тратит на обслуживание внешнего долга около миллиона евро в день!

У нас, соответственно, повышают налоги и тарифы. Чтобы собрать с небольшого населения (1,8 млн жителей, а в начале 90-х было 2,3 млн – К.М.) по миллиону евро в день, надо постараться. Пока Латвии это удается.

Наш внешний долг сейчас составляет порядка 8 миллиардов евро, но он постоянно растет. Например, мы должны будем одолжить еще 250 миллионов на так называемую стабилизацию еврозоны (это наши обязательства) для спасения той же Греции.

- Ломали промышленность Латвии, резко увеличив цены на энергоносители, на газ, оборвав связи с другими союзными республиками…

- Сильно ударил по предприятиям, как и по населению, установленный обменный курс лата по отношению к местным переходным деньгам: 1 к 200! – дополняет Айнар Комаровскис. – Продать что-то по такому курсу в Россию было невозможно.

- В Литве, кстати, обменный курс был не такой жестокий, и Литва поэтому часть производства сохранила, — дополняет Нормунд.

http://riafan.ru/367210-latviya-chto-ostalos-ot-stranyi-arendovannoy-es/?_utl_t=fb
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments