Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Category:

о причинах биологизма в самом важном для них из искусств

Originally posted by marss2 at Режиссёр одного фильма.
Оригинал взят у ankudinovkirill в Режиссёр одного фильма.


Умер Василий Пичул - режиссёр "Маленькой Веры".
Фильм очень хороший (большая редкость для "перестроечного кино").
Просматривая его, надо помнить о том, что...
1. Действие фильма происходит в Жданове (Мариуполе), и его персонажи - преимущественно ждановчане.
2. Фамилия "Пичул", скорее всего, западноукраинского происхождения (хотя я знаю версии о её молдавском, греческом и даже крымскотатарском происхождении).
Впрочем, это не так важно - тут сыграл свою роль комплекс "донбасского европейца-антисовка" (психологического украинца по умолчанию).
Если это держать в уме, станет понятно многое и в фильме (какие глупости о нём понаписали "перестроечные" кинокритики!), и в нынешних событиях на Донбассе...
При репутации "первого советского сексуального фильма" "Маленькая Вера" - кино религиозное (о чём, кстати, свидетельствует и его название), притом с католическими акцентами.
Советский зритель к такому готов не был.
Ничего лучшего Пичул потом не снял. Но он вошёл в историю культуры - с одним хорошим фильмом.

==============================

Когда я в первый раз смотрел "Маленькую Веру", меня поразил "биологистский" подход к описываемому укладу - как будто бы Брем показывает нам популяцию леммингов (особенно заметно это в сцене "массовой драки").
Кстати, этот взгляд совмещается с сочувствием к отдельным представителям "популяции" (с сочувствием не только Маленькой Вере, выломившейся из своей "популяции", но и её несчастным родителям).
Такой нутряной биологизм был совершенно не типичен для советского сознания (и потому интерпретировался советскими критиками с неверных "общеполитических" позиций).
А ведь точно так же, с таким же физиологическим, "биологистским" неприятием всего уклада, украинцы относятся к жителям Донбасса, к "вате" и "даунбассу". Это хорошо заметно по украинским сетевым ресурсам.
То, что казалось "критикой советского уклада", на деле было локальным "проклятьем места". Тогда "проклятье места" реализовало себя через систему образов, сейчас - через гражданскую войну.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments