Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

Второй, а четвёртому не бывати

Originally posted by rms1 at Второй, а четвёртому не бывати

"Византия унаследовала от Рима презрение к торговле как к занятию, недостойному свободного человека...Сенаторы не занимались торговлей. В девятом веке Император Теофилос (829-842) сжёг целый корабль товаров, когда обнаружил что его супруга, Феодора, имела какое то отношение к этому кораблю" Judith Herrin "Byzantium", Prinston University Pres, 2007, P.148, перевод мой rms1

Древняя история, как она преподается в русской/советской школе, делает упор на Первый Рим - по той простой причине, что учебники были первоначально списаны с западных, преимушественно немецких, а впоследствии правились вёрткими евреями. На самом же деле изучению истории Византии в русских школах следует отводить большее время нежели Первому Риму. Тысячелетняя успешная борьба как с мохнатыми Востока так и с дикарями Запада, образование, многонациональная империя, твёрдое Православие, социальная мобильность византийского обшества - этому следует уделять внимание при изучении Древней истории, отнюдь не иррелевантным к России деяниям западных схизматиков, разных Неронов и Августов.

* * *

возможно, историю Византии мало проходят в школе ввиду ее того что она выглядит невероятной))

Империя благополучно пережила такое невероятное число гражданских войн ,переворотов, войн, усобиц и тд
что книги по ее истории кажутся фантастикой

один Юстиниан Второй чего стоит
а императрица Федора
а императрица Зоя
а Андроник Третий

у школьников просто мозги поедут

* * *

> возможно, историю Византии мало проходят в школе ввиду ее того что она выглядит невероятной))

Все же по другой.
Нам концепцию европейской истории в два или три приема привезли из Западной Европы (сначала Миллер, потом марксисты, можно еще западников 19 века между ними засунуть).
А в Западно-европейской историографии Византия "мешается", она ломает стройную последовательность культурной преемственности: Древняя Греция - Древний Рим - Держава Карла Великого - средневековая католическая Европа со Священной Римской империей в центре - и, наконец, Западная Европа Нового времени, правящая миром если не политически, то культурно-идеологически уж точно.

С Византией получается, однако, что во времена "Темных веков" на Западе христианский Восток был и многолюдным, и процветающим, и сохранившим преемственность культуры и государственного устройства Рима вплоть до того, что и не заметил перехода от Рима Древнего к Византийской империи. Для самих ромеев это была просто непрерывная последовательность государственного и культурного развития - от Цезаря и Августа, как минимум. Во Втором Риме были император и Сенат, Юстиниан кодифицировал римское право, до 7 века государственным языком Византии была латынь, долго сохранялись многие черты государственного устройства, должности и методы управления империей. Даже приемы решения вопросов с соседями использовались те же - подкуп вождей, интеграция их в византийскую знать, поселение варваров у границ в обмен на их охрану, переселение разгромленных врагов на другой конец державы среди инокультурного населения.

Константинополь был главной христианской столицей, не имеющей не то, что равных, но даже отдаленно сравнимых конкурентов в христианском мире. Был законодателем мод, источником предметов роскоши, местом религиозного паломничества, битком набитым святынями, местом учености и образования. В то время, когда в Риме в центре города паслись козы, а Париж полностью помещался на Сите и еще оставалось место.

* * *

эх да что там говорить
для меня история Византии - это просто сплошной восторг
страшно жаль что пожалуй самая интересная история в истории человечества -а памятников от нее почти не осталось

* * *

Ну не так, чтоб совсем. Но да - турки и латиняне хорошо постарались, чтобы ликвидировать следы Византии.
Я пару лет назад в Стамбуле две недели околачивался. Там дохрена всяких-разных развалин или даже использующихся материальных объектов, оставшихся от Византии, не так просто и найти.
Все знают Святую Софию, Цистерну и Акведук. Еще колонные на Ипподроме. Немного меньше - монастырь Хора и Феодосиевы стены с Золотыми воротами.
А уже куча церквей, переделанных в мечети, несколько действующих нынче, с остатками старых построек, оставшиеся мозаики, Сфендон под Ипподромом, развалины Студийского монастыря, Влахернского дворца, дворца Константина Багрянородного, еще нескольких крупных построек - крепостей, тюрем, остатки стен вдоль Мраморного моря, несколько цистерн, остатки колонн и скульптур в самых неожиданных местах, собор Святого Георгия с перенесенными туда иконами и мозаиками из разрушенных храмов и т.д. и пр. - всего этого как бы и нет. При пристальном взгляде выясняется, что историческая часть города битком набита памятниками Византии - но это все не туристические объекты. И подавляющее большинство приезжающих ходят по камням Второго Рима, не видя этого.

* * *

Честно говоря, вот этот тезис о якобы византийском презрении к торговле, как к недостойному занятию, меня всегда озадачивал.

Особенно интересно, когда в подтверждение этого тезиса приводится пример отношения императора к занятию торговлей императрицей.
Вообще-то, императора и его супругу, мягко говоря, вряд ли можно рассматривать как типичный пример не то что среднего ромея, но даже и среднего представителя византийской знати.
Можно подумать, современная византийской западно-европейская знать уважала торговлю больше (эти ребята, судя по всему, вовсе всех кроме себе подобных решительно презирали, крестьян и торговцев в первую очередь).

По-моему, достаточно внимательно посмотреть на карту Византии, чтобы заронилось некоторое сомнение в презрении ромеев к торговле. Византия - это гигантская береговая линия с кучей больших и маленьких торговых городов на ней, и прилегающей к ней территорией на сотню-полторы километров вглубь.
Собственно, сам Город, Фессалоники, Антиохия, Александрия, Тир, Бейрут - это большие торговые хабы с ремесленными производствами, предназначенными в существенной части на продажу. Византия, вообще, вся была огромным торговым перевалочным пунктом между Востоком и Западом. И от торговли византийская государственная казна имела очень большую долю доходов. В то время как Западная Европа жила почти одним натуральным хозяйством, а землевладельцы - натуральными поборами, в Византии было активное товарно-денежное обращение. И византийские власти уделяли много внимания хорошему состоянию дорог и безопасности торговых путей.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment