Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Originally posted by chukcheev at post


Операция российских ВСК в Сирии,
если она завершится достаточно успешно, окажется, в числе прочего, весомым аргументом в ведущийся ныне спор о развитии авиации как рода войск.
Грубо говоря, нынешняя генеральная тенденция военного самолётостроения – это постепенный переход на машины пятого поколения. Из принятых на вооружения пока есть только одна модель – американский тяжёлый двухдвигательный F-22 «Raptor», который, как утверждают злые языки, до сих пор ни разу не принял участия в настоящих, т.е. контактных, боевых действиях.
Следом за ним идёт лёгкий F-35 «Lightning II» с одним двигателем, который, в отличие от элитарного предшественника (всего выпущено около двухсот самолётов; производство модели прекращено; состоит на вооружении только у ВВС США), будет самолётом, во-первых, массовым (помимо США, его планируют эксплуатировать в Британии, Италии, Израиле, Канаде, Австралии, Нидерландах, Японии, Южной Кореи и т.д.), т.е. счёт пойдёт на тысячи машин.
Во-вторых, с широким модельным рядом: кроме версии для ВВС (F-35А), предусмотрен вариант самолёта с вертикальным взлётом (F-35В) и палубного истребителя (F-35С); зарубежных заказчиков интересует, в основном, классический дизайн, на укорочённый взлёт, кажется, отважилась только Британия, которой предстоит формировать группу для своих авианосцев, но тем не менее.
Словом, процесс запущен и, несмотря на задержки и проволочки, когда срок формирования новых эскадрилий постоянно сдвигался, есть все шансы, что рано или поздно авиация США и их союзников перейдёт на машины пятого поколения, причём скорость перевооружения не столь важна, поскольку служить им придётся, учитывая всё возрастающую стоимость авиационного вооружения, едва ли не до конца нынешнего века.
Кстати, о стоимости. Почти сто миллионов долларов, которые предстоит выложить за серийный F-35А, умеряют аппетиты потенциальных покупателей, вынужденных сокращать свои заказы на десятки бортов.
Как заставить их раскошелиться? Убедить, что для их ВВС действительно необходимы самолёты пятого поколения, которые существенно превосходят своих конкурентов. Суть аргументации проста: Россия, Китай и иные более мелкие авиационные державы могут модернизировать свой парк, доводя уровень составляющих его боевых самолётов четвёртого поколения до категории «4+» или даже «4++», но никакие ухищрения не способны уравнять устаревающую машину с подлинно новым словом в авиастроении.
До сих пор такие рассуждения выглядели вполне убедительно. Самолёт пятого поколения, обладающий способностью к невидимости для подавляющего большинства средств ПВО, – это, по определению, лучшее предложение на рынке.
Соответственно, те национальные ВВС, на вооружении которых будет стоять такая техника, на голову превосходят потенциального противника, предотвращая возможные конфликты и тем самым отбивая все немалые вложения в F-35. «Качество не имеет цены».
Однако проблема заключается в том, что самолёты пятого поколения, в том виде, как их представляют американские конструкторы (о российских и китайских аналогах, по причине скудости информации, судить пока рано), заточены на ведение не просто узкого типа вооружённых конфликтов, но, по сути, на один-единственный вариант боевых действий.
Как должна выглядеть война по мысли тех, кто ставит во главу угла малозаметность, т.е. те самые стелс-способности? Это будет очень непродолжительный по времени, но массовый комплексный удар, в ходе которого окажется вынесенной вся инфраструктура управления вражеской армией.
То самое «22 июня, ровно в 4 утра» тысячи крылатых ракет и десятки F-35 уничтожают радары, стоянки перехватчиков, штабы, узлы связи, мосты, правительственные учреждения; вторая волна накрывает места дислокации войск, важные промышленные объекты, оборонные заводы и т.д.
За несколько часов, максимум сутки, страна отправляется в каменный век, теряя способность сражаться на равных, после чего можно приступать к переговорам о перемирии с последующей капитуляцией: «Мы с вами – современные разумные люди. Упорствовать бессмысленно, это только увеличит ваши потери и удорожит последующее восстановление. Примите наши условия, измените политический курс, и мы снова станем добрыми друзьями».
Для ведения такой войны F-35, действующие в варианте с вооружением, находящимся во внутренних отсеках, что позволяет сохранить малозаметность, заплатив за это небольшой полезной нагрузкой (две бомбы по 910 кг, две ракеты класса «воздух-воздух»), идеальны: стремительное проникновение за охраняемый периметр, точечный удар, вражеская РЛС нейтрализована.
Однако если противник меняется, и это уже не регулярное государство, обяазнное поддерживать собственные институты любой ценой, но некие повстанцы, для которых существование в каменном веке не представляет проблему, более того, оно является наиболее желательным, ибо современная цивилизация для них – зло, т.е. если вместо Югославии Милошевича перед нами ИГИЛ, то с идеологией применения самолётов пятого поколения начинаются загвоздки.
Все их стелс-возможности вдруг оказываются избыточными: при отсутствии серьёзной ПВО, за исключением многоствольных стрелялок, которые ведут огонь по обнаруженным визуально воздушным целям, малозаметность в соответствующем радарном диапазоне просто не нужна.
Как не нужны и рискованные рейды в тыл для поражения стратегических целей. Окопавшихся в местности с пересечённым рельефом нужны старательно и планомерно выкуривать, для чего придётся висеть над полем боя часами, работая по заказу с земли.
Для этого потребуются совершенно иное количество вылетов, чем в случае с нашим «22 июня», что упирается в наличие самолётов и стоимость их эксплуатации. Т.е. вместо одного F-35 ценою в 100 млн. лучше иметь пять штурмовиков по 20 млн., считая, что в течение светового дня они совершат по два вылета.
Тогда F-35, при максимальной нагрузке на внутренних и внешних узлах подвески, доставит в день на головы повстанцам 18 тонн бомб, пятёрка штурмовиков – 40 тонн бомб (для простоты не рассматриваем иные виды авиационного вооружения), при этом важен не только валовый показатель, но и распределённость доставки: штурмовики, работая каждый раз на свой радиус, поразят больше целей.
Понятно, что расчёты эти – примитивны и носят только иллюстративный характер, что, впрочем, не устраняет самой проблемы: самолёты пятого поколения слишком дороги для ведения войн в странах Третьего мира, т.е. именно тех конфликтов, которые были, есть и будут в обозримой перспективе основными для великих держав.
И с этой точки зрения неторопливость России, которая очень и очень долго создаёт свою машину следующего поколения, отставая на целый лёгкий файтер, не кажется изъяном: есть на чём воевать сегодня – в Сирии и иных неспокойных регионах, а до глобального противостояния в воздухе с коалицией стран, эксплуатирующих F-35, достаточно времени.
Более того, не исключено, что, по результатам сирийской кампании, в авиационном мире поднимется консервативная волна по поводу форсируемого перехода на самолёты пятого поколения, когда «4++», как выясняется, вполне неплохо себя чувствуют и им ещё рано на пенсию.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments