Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

«Обыкновенный фашизм».

Originally posted by chukcheev at post

До последнего времени я пребывал в убеждением того, что этот фильм Михаила Ромма есть не просто шедевр документального кино, каким можно справедливо гордиться, но также исключительно точное исследование средствами кинематографа того исторического феномена, что вынес в заглавие картины.

Об этом говорила критика, об этом свидетельствовали мои собственные впечатления от просмотров «Обыкновенного фашизма». Потом была пауза в несколько лет, в течение которых случились Майдан, возвращение Крыма, война в Донбассе, сопровождавшиеся, помимо скупых строчек информагентств, мощным агитационным подкреплением.

За те несколько месяцев, что продолжалась горячая фаза, этой продукции было увидено столько, сколько довольно скоро – по одной дикторской интонации, по риторическим взвизгам – становилось понятно, что именно передо мной и стоит ли терять на это время.
А потом было 70-летие Победы, сопровождавшееся, как утверждали представители прогрессивной общественности, показом якобы положенного на полку «Обыкновенного фашизма», который оказался слишком неудобен для нынешних властей из-за чересчур наглядных параллелей и сопоставлений.

В эти дни мне довелось пересмотреть фильм Ромма, и сразу, буквально с первых секунд, меня, с изумляющим ужасом, резануло своё неприятное сопоставление и параллель: «Чёрт побери, я где-то уже всё это видел и слышал… Да это же – вылитый Аркадий Мамонтов и Дмитрий Киселёв!»

К огромному моему сожалению, «Обыкновенный фашизм», в котором прежде мнилась скрупулёзность историка и волнение публициста, оказался замечательно сделанной (Сталинские премии давали отнюдь не бездарям), местами просто филигранной, тщательно собранной и любовно вылепленной агиткой.

В том, что «Обыкновенный фашизм», как и всякая агитка, использует недостойные и шулерские приёмы в подаче материала, суггестией заменяя анализ, нет ничего плохого: нацизм есть такая мерзость, как любит приговаривать М.Ю. Соколов, архизлодейство, что никакие ответные меры по отношению к нему не являются предосудительными – «Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Речь сейчас идёт исключительно об уточнении статуса самого фильма, который выводится из основного корпуса советского неигрового кино, противопоставляясь ему по линии достоверности: мол, был один честный Ромм и были нехорошие пропагандисты.
Так вот, это противопоставления нет. Ромм – точно такой же солдат идеологического фронта, как и его современники и коллеги, только масштаб дарования и качество свершений иные, но сущностно здесь полное единение.

А это значит, что между Роммом и теми же Киселёвым с Мамонтовым и прочими авторами «Анатомий протеста» есть устойчивое духовное преемство, верность общему делу – разоблачению врагов и мобилизации друзей и сторонников.

Другое дело, что изменились условия работы, тот высочайший заказ, на выполнение которого у Ромма уходили годы, сейчас необходимо слепить за считанные дни – темпы информационного противоборства значительно ускорились. В остальном – всё как прежде: мочим фашистов, немецких, украинских, внутренних, во всю ширь отпущенного природой темперамента.

Короче, Михаил Ромм по-прежнему на посту, по-прежнему с нами.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments