Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Category:

Улицы мира в 1955 году: сравнительная историческая урбанистика

Originally posted by visualhistory at Улицы мира в 1955 году: сравнительная историческая урбанистика

Наш проект 20 век в цвете был изначально задуман как сравнение "уличной жизни" различных стран на определённый год. Понятно, что такое сравнение в высшей степени условно, но всё же было интересно посмотреть, что из этого получится. Материал собран гигантский (по годам с середины 19 века), но формат для публикации так и не был выбран. Вероятно, в следующем году попробую разные варианты "сравнительной исторической урбанистики".

Пока для примера просто выложу снимки 1955 года.
Смотрим характер автопарка, одежду людей, уличную инфраструктуру.

Шталин-аллея, Восточный Берлин:


Просто клон улицы Горького, типичный образец социалистической "парадной архитектурыры" - монументальные здания, широкие прямые проспекты, озеленение, минимум автотранспорта.

Сравним со столицей ФРГ Бонном (все снимки в этом посте 1955 года):

1955 bonn_zentrum_hauptbahnhof.jpeg

Понятно, что улицы разные по характеру, но в Бонне, кажется, не было прямого аналога Шталин-аллее.

Гамбург, опять на порядок больше автомобилей, да и людей тоже:
Hamburg, MцnckebergstraЯe

Гавана 1955-го - довольно богатый и высокоразвитый город, заполненный американскими автомобилями:
1955 Havana.jpg

Восточный колорит Гонконга, такая сверхобильная баннерная реклама встречается только в Японии и ещё некоторых странах Восточной Азии:
1955 Hong Kong2.jpg

Вообще, обилие яркой уличной рекламы - одно из главных внешних отличий капиталистических городов от социалистических. Конечно, в старых западно-европейских городах (особенно, в их исторических центрах) наружной рекламой старались не злоупотреблять.

А вот в США всегда любили большие и яркие баннеры.
В центральном Нью-Йорке такие гигинатские креативные билборды становились своего рода достопримечательностью:
1955 Jane Russell in Underwater presented by Howard Hughes M.jpg

Таймс-сквер - это апофеоз наружной рекламы:
1955 New York City.jpg

К 1955-му американские города уже несколько десятилетий как полностью автомобилизированы. Дальше просто не куда.
Но ещё не везде успели демонтировать трамвайные системы.
В Лос-Анджелесе трамваи тогда ещё ходили даже по центральным улицам:
1955 LA Brand Boulevard on this the last day of service.jpg

Обращаем внимание и на разметку:
1955 LA Brand Boulevard on this the last day of service2.jpg

С середины 1950-х начинается закат эпохи эстакадного метро в крупных западных городах - его постепенно начинают демонтировать. Этот стальной гремящий колорит останется только в старых фильмах.

Ливерпуль:


Уже никогда потом не будут бегать над улицами Манхэттена поезда:
1955c NY 3rd Avenue Elevated by L Stelter.jpg

3-я авеню Нью-Йорка, это метро было самым старым в мире, после лондонского:
1955c NY 3rd Avenue Elevated by L Stelter A downtown train passing 115th Street.jpg

А здесь уже эстакаду успели срезать, остались одни столбы:
NY Only the pillars remain, looking south from 83rd Street, fall, 1955.jpg

Лондон сразу узнается по фирменным телефонным будкам, которых всё меньше остаётся в современных городах:
1955 London Charing Cross Road.jpg

Ручных тележек с товарами в Лондоне 2001 г. я, например, уже не застал. В 1955-м они были повседневностью, как и во всех европейских городах:
1955 London Covent Garden.jpg

В Москве к 1955-му гужевой транспорт давным давно уже запрещён, а в Лондоне - пожаалуйста:
1955 London Sloane Square.jpg

В Брюгге тоже видем гужевую повозку:
1955 Bruges Luis Marden.jpg

Нормальная сцена для Дублина 1955-го:
1955 Dublin street scene.jpg

Неожиданная сцена на окраине Мадрида, центр которого смахивал в 1955 году на Манхэттен, города так многолики:
1955 Madrid outskirts.jpg

И ведь это один и тот же город, снято в один день:
1955 Madrid Puerta del Sol.jpg

Теперь эта площадь Пуэрто-Дель-Соль после 4 реконструкций почти вся отдана пешеходам.
И дабблдеккеров в Испании давно нет.

И трамвай в Мадриде в 1970-е уничтожили:
1955 Madrid Toledo st.jpg

Кстати, всегда интересно смотреть - асфальт или брусчатка. В Мадриде, как и в Париже или Киеве, например, брусчатка продержалась на центральных улицах очень долго:
1955 Madrid3.jpg

А вот автопарк Мадрида 1955 года выглядит архаичным по сравнению с советским (не говоря уже про любой город Западного полушария).

Наверно, по брусчатке не очень комфортно было ездить редким мадридским велосипедистам:
1955 Plaza Cibeles in Madrid.jpg

Какие же разные улицы даже в пределах одной Европы!
В Женеве засилье велосипедистов:



Снимки стран третьего мира, сделанные 50-60-70 лет назад, частно приподносят сюрпризы.

Я думал, это какой-нибудь очень крутой город Запада, а это марокканский Рабат:
1955 Maroc, Rabat, la Poste.jpg

А это - крутейшая марокканская Касабланка, наследие проклятого французского колониализма:
1955 Casablanca, le Biarritz.jpg

А эти трущубы Третьего мира - французский Марсель всё того же 55-го:
1955 Marseille barracks.jpg

Исторические фотографии часто рушат стереотипы))) В реальности кругом контрасты и не всё так однозначно.

Эфиопская столица для 1955-го выглядит вплоне привычно, причём это вовсе не наследие колонизаторов, как во всех других африканских странах:
Ethiopia Alfred Eisenstaedt5.jpg

Монреаль, как и любой город в Западном полушарии, забит продукцией Детройта:
1955 Monreal.jpg

Опять хаос пёстрой наружной рекламы, но почему-то в ретроспективе это не раздражает, а создаёт приятный колорит))

Самый популярный открыточный вид Парижа, неописуемый шарм от того, что всё вокруг грязное, старое, ободранное, некрашенное:
1955 Montmartre Paris.jpg

В наши дни этот уголок не изменился архитектурно, но там совсем другой колорит.

Но конечно, и у Парижа было много лиц, Елисейские поля лоснились, а машины парковались прямо на тротуаре:
1955 Paris.JPG

Как же разительно европейские машины тогда отличались от американских! Плюс в Западной Европе были популярны скутеры:
1955 Willy Ronis Paris.jpg

Кстати, в Париже брусчатка и сейчас встречатеся весьма часто:
1955-2012 Paris Rue Oberkampf.jpg

А это очарование старой американской провинции, городок Невада в Калифорнии с элементами испанского колониального стиля:
1955 Nevada City California.jpg

Все обочены заставленны машинами, в России такое будет только через 50-60 лет.

А вот в английской провинции амтомобилей тогда было на порядок меньше, чем в американской:
1955 Schoolgirls climb Gold Hill past old abbey walls in Shaftesbury dorsetshire by Kathleen Revis.jpg

Сеул 55-го после военных разрушений и задолго до небоскрёбов:
1955 Seoul_2.jpg

Эти уличные мачты - один из главных элементов исчезнувшей городской культуры прошлого.
Правда, теперь их место занимают мачты ретрансляторов))

Сингапур 55-го кажется очень тихим и бедным, хотя на главных деловых улицах всё было, конечно, иначе:
1955 Singapore.jpg

Токийский торгово-деловой квартал Гинза:
1955 Ginza Tokyo.jpg

Типичный токийский хаос:
1955 Tokyo probably.jpg

А южной и юго-восточной Азии своя фишка - велорикши!
Типичный Банкок 1955 г. с инопланетной Татрой:
1955 Bangkok.jpg

Типично социалистический вид общественного транспорта - троллейбус - на улице новозеландского Крайстчёрча:
1955 Christchurch Trolleybus.jpg

Опять страна социализма - героически восстановленная из пепла Варшава, ни яркой рекламы, ни потока машин:
1955 Варшава.jpg

Советский трафик 1955 года сильно отличается в завимости от города. В Москве на центральных улицах машин не меньше, чем в Лондоне и Париже:

1955 Москва2.jpg

При этом легковушки выглядели вполне современного для Европы того времени:
1955 frid10259lg.jpg

Что интересно, в Москве 1955-го половину и более уличного траффика составляют грузовики, что было совершенно невероятным для любого западного города:
1955 Фридлянд frid10227lg.jpg

За пределами Москвы улицы советских городов почти пустые, только общественный транспорт и весьма редкие автомобили. Трамвай находится в зените, хотя в крупнейших городах его уже активно изгоняют с центральных улиц.

Даже в Ленинграде на главном проспект города - одни автобусы, как в современном Пхеньяне:
1955 Невский.jpg

Владивосток:
1955 Vladivostok, ul.Lenina.jpg

Орёл:
1955c Орёл ул Ленина трамваи ходили 1898-1973.jpg

Южно-Сахалинск:
Улица Ленина. Горисполком frid11349lg.jpg

Несмотря на бедность населения в послевоенном СССР, велосипедный транспорт на улицах почти не встречается:
Улица Ленина. Горисполком1.jpg

Хотя вот Фридлянду в Южно-Сахалинске с восьмой попытки удалось поймать в кадр сразу двух велосипедистов на центральной улице!
Улица Ленина. Горисполком2.jpg

Я отобрал лишь 1 снимок из 10, имевшихся у меня по 1955 году.
Получилось несколько сумбурно, но вниманительные читатели, возможно, сделают гораздо больше наблюдений и выводов из этих сравнений.
Если такой формат интересен, то буду делать и по другим годам.
Возможно, читатели придложат какие-то идеи, чтобы улучшить подачу материала.













Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments