Наш проект 20 век в цвете был изначально задуман как сравнение "уличной жизни" различных стран на определённый год. Понятно, что такое сравнение в высшей степени условно, но всё же было интересно посмотреть, что из этого получится. Материал собран гигантский (по годам с середины 19 века), но формат для публикации так и не был выбран. Вероятно, в следующем году попробую разные варианты "сравнительной исторической урбанистики".
Пока для примера просто выложу снимки 1955 года.
Смотрим характер автопарка, одежду людей, уличную инфраструктуру.
Шталин-аллея, Восточный Берлин:

Просто клон улицы Горького, типичный образец социалистической "парадной архитектурыры" - монументальные здания, широкие прямые проспекты, озеленение, минимум автотранспорта.
Сравним со столицей ФРГ Бонном (все снимки в этом посте 1955 года):

Понятно, что улицы разные по характеру, но в Бонне, кажется, не было прямого аналога Шталин-аллее.
Гамбург, опять на порядок больше автомобилей, да и людей тоже:

Гавана 1955-го - довольно богатый и высокоразвитый город, заполненный американскими автомобилями:

Восточный колорит Гонконга, такая сверхобильная баннерная реклама встречается только в Японии и ещё некоторых странах Восточной Азии:

Вообще, обилие яркой уличной рекламы - одно из главных внешних отличий капиталистических городов от социалистических. Конечно, в старых западно-европейских городах (особенно, в их исторических центрах) наружной рекламой старались не злоупотреблять.
А вот в США всегда любили большие и яркие баннеры.
В центральном Нью-Йорке такие гигинатские креативные билборды становились своего рода достопримечательностью:

Таймс-сквер - это апофеоз наружной рекламы:

К 1955-му американские города уже несколько десятилетий как полностью автомобилизированы. Дальше просто не куда.
Но ещё не везде успели демонтировать трамвайные системы.
В Лос-Анджелесе трамваи тогда ещё ходили даже по центральным улицам:

Обращаем внимание и на разметку:

С середины 1950-х начинается закат эпохи эстакадного метро в крупных западных городах - его постепенно начинают демонтировать. Этот стальной гремящий колорит останется только в старых фильмах.
Ливерпуль:

Уже никогда потом не будут бегать над улицами Манхэттена поезда:

3-я авеню Нью-Йорка, это метро было самым старым в мире, после лондонского:

А здесь уже эстакаду успели срезать, остались одни столбы:

Лондон сразу узнается по фирменным телефонным будкам, которых всё меньше остаётся в современных городах:

Ручных тележек с товарами в Лондоне 2001 г. я, например, уже не застал. В 1955-м они были повседневностью, как и во всех европейских городах:

В Москве к 1955-му гужевой транспорт давным давно уже запрещён, а в Лондоне - пожаалуйста:

В Брюгге тоже видем гужевую повозку:

Нормальная сцена для Дублина 1955-го:

Неожиданная сцена на окраине Мадрида, центр которого смахивал в 1955 году на Манхэттен, города так многолики:

И ведь это один и тот же город, снято в один день:

Теперь эта площадь Пуэрто-Дель-Соль после 4 реконструкций почти вся отдана пешеходам.
И дабблдеккеров в Испании давно нет.
И трамвай в Мадриде в 1970-е уничтожили:

Кстати, всегда интересно смотреть - асфальт или брусчатка. В Мадриде, как и в Париже или Киеве, например, брусчатка продержалась на центральных улицах очень долго:

А вот автопарк Мадрида 1955 года выглядит архаичным по сравнению с советским (не говоря уже про любой город Западного полушария).
Наверно, по брусчатке не очень комфортно было ездить редким мадридским велосипедистам:

Какие же разные улицы даже в пределах одной Европы!
В Женеве засилье велосипедистов:

Снимки стран третьего мира, сделанные 50-60-70 лет назад, частно приподносят сюрпризы.
Я думал, это какой-нибудь очень крутой город Запада, а это марокканский Рабат:

А это - крутейшая марокканская Касабланка, наследие проклятого французского колониализма:

А эти трущубы Третьего мира - французский Марсель всё того же 55-го:

Исторические фотографии часто рушат стереотипы))) В реальности кругом контрасты и не всё так однозначно.
Эфиопская столица для 1955-го выглядит вплоне привычно, причём это вовсе не наследие колонизаторов, как во всех других африканских странах:

Монреаль, как и любой город в Западном полушарии, забит продукцией Детройта:

Опять хаос пёстрой наружной рекламы, но почему-то в ретроспективе это не раздражает, а создаёт приятный колорит))
Самый популярный открыточный вид Парижа, неописуемый шарм от того, что всё вокруг грязное, старое, ободранное, некрашенное:

В наши дни этот уголок не изменился архитектурно, но там совсем другой колорит.
Но конечно, и у Парижа было много лиц, Елисейские поля лоснились, а машины парковались прямо на тротуаре:

Как же разительно европейские машины тогда отличались от американских! Плюс в Западной Европе были популярны скутеры:

Кстати, в Париже брусчатка и сейчас встречатеся весьма часто:

А это очарование старой американской провинции, городок Невада в Калифорнии с элементами испанского колониального стиля:

Все обочены заставленны машинами, в России такое будет только через 50-60 лет.
А вот в английской провинции амтомобилей тогда было на порядок меньше, чем в американской:

Сеул 55-го после военных разрушений и задолго до небоскрёбов:

Эти уличные мачты - один из главных элементов исчезнувшей городской культуры прошлого.
Правда, теперь их место занимают мачты ретрансляторов))
Сингапур 55-го кажется очень тихим и бедным, хотя на главных деловых улицах всё было, конечно, иначе:

Токийский торгово-деловой квартал Гинза:

Типичный токийский хаос:

А южной и юго-восточной Азии своя фишка - велорикши!
Типичный Банкок 1955 г. с инопланетной Татрой:

Типично социалистический вид общественного транспорта - троллейбус - на улице новозеландского Крайстчёрча:

Опять страна социализма - героически восстановленная из пепла Варшава, ни яркой рекламы, ни потока машин:

Советский трафик 1955 года сильно отличается в завимости от города. В Москве на центральных улицах машин не меньше, чем в Лондоне и Париже:

При этом легковушки выглядели вполне современного для Европы того времени:

Что интересно, в Москве 1955-го половину и более уличного траффика составляют грузовики, что было совершенно невероятным для любого западного города:

За пределами Москвы улицы советских городов почти пустые, только общественный транспорт и весьма редкие автомобили. Трамвай находится в зените, хотя в крупнейших городах его уже активно изгоняют с центральных улиц.
Даже в Ленинграде на главном проспект города - одни автобусы, как в современном Пхеньяне:

Владивосток:

Орёл:

Южно-Сахалинск:

Несмотря на бедность населения в послевоенном СССР, велосипедный транспорт на улицах почти не встречается:

Хотя вот Фридлянду в Южно-Сахалинске с восьмой попытки удалось поймать в кадр сразу двух велосипедистов на центральной улице!

Я отобрал лишь 1 снимок из 10, имевшихся у меня по 1955 году.
Получилось несколько сумбурно, но вниманительные читатели, возможно, сделают гораздо больше наблюдений и выводов из этих сравнений.
Если такой формат интересен, то буду делать и по другим годам.
Возможно, читатели придложат какие-то идеи, чтобы улучшить подачу материала.
Пока для примера просто выложу снимки 1955 года.
Смотрим характер автопарка, одежду людей, уличную инфраструктуру.
Шталин-аллея, Восточный Берлин:
Просто клон улицы Горького, типичный образец социалистической "парадной архитектурыры" - монументальные здания, широкие прямые проспекты, озеленение, минимум автотранспорта.
Сравним со столицей ФРГ Бонном (все снимки в этом посте 1955 года):

Понятно, что улицы разные по характеру, но в Бонне, кажется, не было прямого аналога Шталин-аллее.
Гамбург, опять на порядок больше автомобилей, да и людей тоже:

Гавана 1955-го - довольно богатый и высокоразвитый город, заполненный американскими автомобилями:

Восточный колорит Гонконга, такая сверхобильная баннерная реклама встречается только в Японии и ещё некоторых странах Восточной Азии:

Вообще, обилие яркой уличной рекламы - одно из главных внешних отличий капиталистических городов от социалистических. Конечно, в старых западно-европейских городах (особенно, в их исторических центрах) наружной рекламой старались не злоупотреблять.
А вот в США всегда любили большие и яркие баннеры.
В центральном Нью-Йорке такие гигинатские креативные билборды становились своего рода достопримечательностью:

Таймс-сквер - это апофеоз наружной рекламы:

К 1955-му американские города уже несколько десятилетий как полностью автомобилизированы. Дальше просто не куда.
Но ещё не везде успели демонтировать трамвайные системы.
В Лос-Анджелесе трамваи тогда ещё ходили даже по центральным улицам:

Обращаем внимание и на разметку:

С середины 1950-х начинается закат эпохи эстакадного метро в крупных западных городах - его постепенно начинают демонтировать. Этот стальной гремящий колорит останется только в старых фильмах.
Ливерпуль:
Уже никогда потом не будут бегать над улицами Манхэттена поезда:

3-я авеню Нью-Йорка, это метро было самым старым в мире, после лондонского:

А здесь уже эстакаду успели срезать, остались одни столбы:

Лондон сразу узнается по фирменным телефонным будкам, которых всё меньше остаётся в современных городах:

Ручных тележек с товарами в Лондоне 2001 г. я, например, уже не застал. В 1955-м они были повседневностью, как и во всех европейских городах:

В Москве к 1955-му гужевой транспорт давным давно уже запрещён, а в Лондоне - пожаалуйста:

В Брюгге тоже видем гужевую повозку:

Нормальная сцена для Дублина 1955-го:

Неожиданная сцена на окраине Мадрида, центр которого смахивал в 1955 году на Манхэттен, города так многолики:

И ведь это один и тот же город, снято в один день:

Теперь эта площадь Пуэрто-Дель-Соль после 4 реконструкций почти вся отдана пешеходам.
И дабблдеккеров в Испании давно нет.
И трамвай в Мадриде в 1970-е уничтожили:

Кстати, всегда интересно смотреть - асфальт или брусчатка. В Мадриде, как и в Париже или Киеве, например, брусчатка продержалась на центральных улицах очень долго:

А вот автопарк Мадрида 1955 года выглядит архаичным по сравнению с советским (не говоря уже про любой город Западного полушария).
Наверно, по брусчатке не очень комфортно было ездить редким мадридским велосипедистам:

Какие же разные улицы даже в пределах одной Европы!
В Женеве засилье велосипедистов:
Снимки стран третьего мира, сделанные 50-60-70 лет назад, частно приподносят сюрпризы.
Я думал, это какой-нибудь очень крутой город Запада, а это марокканский Рабат:

А это - крутейшая марокканская Касабланка, наследие проклятого французского колониализма:

А эти трущубы Третьего мира - французский Марсель всё того же 55-го:

Исторические фотографии часто рушат стереотипы))) В реальности кругом контрасты и не всё так однозначно.
Эфиопская столица для 1955-го выглядит вплоне привычно, причём это вовсе не наследие колонизаторов, как во всех других африканских странах:

Монреаль, как и любой город в Западном полушарии, забит продукцией Детройта:

Опять хаос пёстрой наружной рекламы, но почему-то в ретроспективе это не раздражает, а создаёт приятный колорит))
Самый популярный открыточный вид Парижа, неописуемый шарм от того, что всё вокруг грязное, старое, ободранное, некрашенное:

В наши дни этот уголок не изменился архитектурно, но там совсем другой колорит.
Но конечно, и у Парижа было много лиц, Елисейские поля лоснились, а машины парковались прямо на тротуаре:

Как же разительно европейские машины тогда отличались от американских! Плюс в Западной Европе были популярны скутеры:

Кстати, в Париже брусчатка и сейчас встречатеся весьма часто:

А это очарование старой американской провинции, городок Невада в Калифорнии с элементами испанского колониального стиля:

Все обочены заставленны машинами, в России такое будет только через 50-60 лет.
А вот в английской провинции амтомобилей тогда было на порядок меньше, чем в американской:

Сеул 55-го после военных разрушений и задолго до небоскрёбов:

Эти уличные мачты - один из главных элементов исчезнувшей городской культуры прошлого.
Правда, теперь их место занимают мачты ретрансляторов))
Сингапур 55-го кажется очень тихим и бедным, хотя на главных деловых улицах всё было, конечно, иначе:

Токийский торгово-деловой квартал Гинза:

Типичный токийский хаос:

А южной и юго-восточной Азии своя фишка - велорикши!
Типичный Банкок 1955 г. с инопланетной Татрой:

Типично социалистический вид общественного транспорта - троллейбус - на улице новозеландского Крайстчёрча:

Опять страна социализма - героически восстановленная из пепла Варшава, ни яркой рекламы, ни потока машин:

Советский трафик 1955 года сильно отличается в завимости от города. В Москве на центральных улицах машин не меньше, чем в Лондоне и Париже:

При этом легковушки выглядели вполне современного для Европы того времени:

Что интересно, в Москве 1955-го половину и более уличного траффика составляют грузовики, что было совершенно невероятным для любого западного города:

За пределами Москвы улицы советских городов почти пустые, только общественный транспорт и весьма редкие автомобили. Трамвай находится в зените, хотя в крупнейших городах его уже активно изгоняют с центральных улиц.
Даже в Ленинграде на главном проспект города - одни автобусы, как в современном Пхеньяне:

Владивосток:

Орёл:

Южно-Сахалинск:

Несмотря на бедность населения в послевоенном СССР, велосипедный транспорт на улицах почти не встречается:

Хотя вот Фридлянду в Южно-Сахалинске с восьмой попытки удалось поймать в кадр сразу двух велосипедистов на центральной улице!

Я отобрал лишь 1 снимок из 10, имевшихся у меня по 1955 году.
Получилось несколько сумбурно, но вниманительные читатели, возможно, сделают гораздо больше наблюдений и выводов из этих сравнений.
Если такой формат интересен, то буду делать и по другим годам.
Возможно, читатели придложат какие-то идеи, чтобы улучшить подачу материала.