Они, фотографии эти, - в сущности, лучший ответ и поклонникам мертвого императора, и борцам с ним же.
Главное противоречие сталинской эпохи состоит в том, что ее цивилизационные достижения (известно какой ценой достигнутые) - неумолимо вели к ее, этой эпохи, демонтажу.
Иными словами, если вы сгоняете зэков, посаженных по мнимым делам, на строительство университета, а потом запускаете туда учиться крестьянских детей, то потом эти дети, закончив ваш университет, приходят к выводу, что рабский труд зэков - зло, а вы, легко тративший жизни людей, пусть и вроде бы на благие цели, - человек нехороший.
Сталинизм палаческими методами производил первичную культуру - но чем культурнее человек, тем отвратительнее для него палаческая унификация и утрамбовка всех и вся на одной большой стройке, и тем ценнее для него разнообразие жизни.
В том числе и такое дурацкое разнообразие, как у женщины-панка с выбритой головой из штата Орегон.
Она, эта женщина, - и есть логическое завершение сталинизма, его победа, но в то же время и смерть.
Так и с самим мертвым императором.
Ему суждено остаться дразнящим брэндом, элементом дизайна троллейбусов и маек - в том легкомысленном и разнообразном мире, который во многом построил он, но который, войдя в наследственные права, отверг его методы и его рецепты, и слава Богу.
Такова цена всякой жестокой победы.
Да, вы всех победили, построили всех по своей линейке - но, как выясняется, именно для того, чтобы у вас родилась внучка-панк.
И выбрила себе голову на вашей могиле.