Как записывала в те годы (1949) в дневнике Ольга Берргольц:
Нахожусь в селе Старое Рахино [...] Весенний сев [...] превращается в отбывание тягчайшей, почти каторжной повинности: государство нажимает на сроки и площадь, а пахать нечем: нет лошадей (14 штук на колхоз в 240 дворов) и два в общем трактора... И вот бабы вручную, мотыгами и заступами поднимают землю под пшеницу, не говоря уже об огородах. Запчастей к тракторам нет. Рабочих мужских рук — почти нет. В этом селе — 400 убитых мужчин, до войны было 450. Нет ни одного не осиротевшего двора — где сын, где муж и отец. Живут чуть не впроголодь.
Конечно, жалко «конягу» Салтыкова-Щедрина, ну а представить себе на месте этого надрывающегося коняги на том же пейзаже — бабу с мотыгой или — уж куда «натуралистичнее» — бабу, впряженную в плуг, а и это — вспашка на себе — практиковалось в прошлом году, да и в этом — вовсю, на своих огородах — там исключительно.
Вот все в этом селе — победители, это и есть народ – победитель. Как говорится, что он с этого имеет? Ну, хорошо, послевоенные трудности, пиррова победа (по крайней мере, для этого села) — но перспективы? Меня поразило какое-то, явно ощущаемое для меня, угнетенно покорное состояние людей и чуть ли не примирение с состоянием бесперспективности.
Хозяин мой говорил — «конечно, если б не новая подготовка к новой войне, — мы бы встали на ноги, но ведь все же силы брошены на нее»... И в самом деле, все тракторные заводы продолжают ожесточенно выпускать танки.
* * *
В это же время по другую сторону земного шара США активно вели разоружение и кардинальное, до абсолютного минимума, сокращение военного бюджета -- cокращённого сразу же по завершении войны до 6% ВНП.
К 1947 году армия США была сокращена в размере от 97 до 12 дивизий, а численно -- с 12 до 1,5 млн. военнослужащих, основная масса которых была занята несением оккупационной службы в Японии и (в меньшей степени) в Германии.
ВВС США были сокращены с 217 боеготовых авиационных групп до 2 (двух).
Подобное же сокращение постигло ВМФ.
Сходная же судьба постигла и американскую атомную программу -- после окончания войны в 1945 году производство урана и плутония было резко сокращено, заводы были закрыты, реакторы были частью выключены, оставшиеся работали на малую часть своей мощности. Ученые занимавшиеся сборкой ядер, механизмов взрывателей и бомб, вернулись к мирной жизни. За первые же несколько недель после окончания войны население Лос-Аламоса сократилось с 4 тыс. человек до 1 тыс. Рост производства возобновился только в конце 47-го года.
При этом объявленная в 1947 доктрина Трумена не привела к повышению оборонного бюджета, а численность армии продолжала падать -- с 12 дивизий в 1947 году до 10 в 1950. В реальности же вооружённые силы США были ещё более компактными, чем номинально: номинально в 1950 году армия США (сухопутная, без учёта ВВС и ВМФ) состояла из пяти дивизий дислоцированных на территории США, 4-х дивизий несущих оккупационную службу в Японии и чуть более чем одной дивизии в Европе, однако все эти дивизии были лишь частично укомплектованы. Дивизии дислоцированные в Японии были укомплектованы на 60% личного состава, а из дислоцированных в США дивизий составлявших единственный резерв американского командования только 82-я воздушно-десантная дивизия и часть дивизии морской пехоты были боеготовы.
США не имели агрессивных намерений относительно СССР или любой другой страны и также полагали, что СССР в ближайшие годы не предпримет агрессии, которая потребовала бы военного ответа США.
Чтобы избежать провоцирования СССР, США также пошли на полное выключение кислорода KMT, выступавшему раздражителем в отношениях между СССР и США, и передачу Китая коммунистам. КМТ был почти полностью зависим от американских военных поставок, и когда они были американской стороной отрезаны, коллапсировал -- после отрезания американских военных поставок войскам КМТ стало в буквальном смысле нечем стрелять. Правительство США продолжало удушение КМТ практически до окончательного поражения националистов.
Эта оборонная политика США сохранилась до реверсии в 1950 году вызванной коммунистической агрессией в Корее.
Richard C. Thornton, "China: A Poilitical History, 1917-1980", Westview Press, стр. 223-224, 228
Marc Trachtenberg, "A Constructed Peace: The Making of European Settlement, 1945-1963", Princeton University Press, 1999, стр. 87