Яркой пример – Крылов. Я думаю, он сейчас, войдя в ум, прекрасно понимает, КАКОЙ у нас был культурный разрыв в 90-е годы. И КАК надо было ему общаться со мной тогда. Ведь я был человеком, способным одной фразой изменить его мировоззрение, а следовательно, и жизнь.
Занятие это, однако, между нами говоря, опасноватое, т.к. говоря-говоря можно и заговориться, и вот как в данном случае, неосторожно проронить фразу, которая у слушателей моментально поднимает красные флажки -- а не выражает ли сия фраза реакцию переноса, подложкой которой и объясняется бурность чувств Галковского по отношению к Крылову? -- т.е. банальной завистью и ревностью Галковского по отношению к Крылову?
В самом деле, кто такой Галковский?
Прежде всего, публицист, и в частности автор замечательной публицистической книги.
Во-вторых, "политический интеллектуал". Ну, точнее, как "политический интеллектуал" -- политический интеллектуал он в минуты просветления, которые в любой миг могут неожиданно закончиться, и получайте в лучшем случае "кремлёвские коммунисты -- британская агентура" (жаль, что британские пацаны-то и не знали), а в худшем -- нашего автора становящегося на коленки и начинающего лаять и пытающегося кусать прохожих за фалды. Что поделать, "других писателей у меня для вас нет", поэтому конечно остаётся только скорбно отвести взор от двух последних зрелищ и пытаться созерцать лишь первое. В рамках этого первого и есть "политический интеллектуал".
Теперь, кто таков Крылов?
Крылов -- это всё перечисленное -- публицист и политический интеллектуал, качеством заведомо не хуже Галковского, плюс ещё много чего.
И в частности, Крылов -- философ.
Философы, в свою очередь, бывают разных разрядов. Есть например философы занимающиеся изучением структур мышления. Это низшая ступень в табели о рангах. (Мне лично она, как человеку в младенчестве обученному логике, и также бегло знакомому с основными разделами психологии, не слишком интересна -- на уровне одного из разделов математики.) А есть философы прикосновенные к метафизическим откровениям об основах человеческого и внечеловеческого бытия -- это высшая строка в табели о рангах.
У Крылова, например, есть сочинение "У белой стены" -- вещь если не размера, то уровня сочинений Ницше и Шестова. Причём размер здесь дело второе: если у Бродского есть 5 гениальных стихотворений, 5 просто хороших, а остальное отвал -- то всё равно даже эти 5 достаточны для бытия в вечности.
И вот, оказывается, что Крылов -- беседовал с богами и
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!
Причём, похоже, представляет единственного человека в истории русской культуры допущенного к богам в таковом качестве (т.е философском, а не напр. поэтическом). (Умоляю не писать мне комментариев про Флоренского, Бердяева, космистов, Д. Андреева и т.п.; метафизика и попса -- это разные вещи. Что касается Шестова, то при всей его русскоязычной филигранности, он явился на перекрёстке различных традиций, из которых русская -- самая в его случае малозначимая.)
В то время как Галковский был допущен только в масонский профсоюзный кружок, где заседают в дурацких колпаках.
Это ли не смертная обида!
Это ли не причина сетовать о том, "КАКОЙ у нас был разрыв" -- каковой, разумеется, был, правда что не в ту сторону, в которую пытается избразить его сетующий автор.
* * *
Ну и, впридачу.
Из гестбука Галковского за 1999 год:
Константину Крылову: Для евреев [...] определяющим свойством является национальность. Но русский националист всегда будет "бит". Ну встали Вы в третью позицию посреди России: "Я - русский!" Да русских в России как грязи и, более того, - из-за размытости русского этноса правильный пятый пункт ещё ничего не значит. КАК РУССКИЙ Вы тут никому не нужны, разве что в русско-китайской или руско-французской эмиграции 20-30-х. В России, как я уже говорил, главный, определяющий признак - сословная принадлежность. "Русский-интеллигент" и "еврей-интеллигент" в России в тысячу раз ближе, чем "русский-интеллигент" и "русский-крестьянин".
Дмитрий Галковский
Москва, Россия - Saturday, May 29, 1999 at 12:01:28
Дело тут, конечно, даже вовсе не в том, что стать посреди РФ с позицией "я -- русский" -- дело благородное. В конце концов, ещё Розанов молвил, что "когда она наконец умрет и, обглоданная евреями, будет являть одни кости - тот будет русский, кто будет плакать около этого остова, никому не нужного и всеми плюнутого. Так да будет..." -- хотя и в этом разумеется тоже.
"И Леонид под Фермопилами,
Конечно, умер и за них".
И даже не в том, что Галковский разыгрывает роль функционального дурака, делая вид, будто бы не понимает, что позиция Крылова -- не просто "я -- русский", а "я -- русский националист" и "я -- русский интеллектуал" -- хотя и в этом разумеется тоже.
А настоящая ирония всё-таки в том, что минуло 10 или 15 лет, и Дм. Галковский, задрав штаны, побежал вприпрыжку становиться в третью позицию.