Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

антиантисемитское (об Эйнштейне)


Хотя имя Эйнштейна связано с различными научными поисками и достижениями, как то напр. исследованием броуновского движения или фотоэффекта, широко принято считать его прежде всего "открывателем" теории относительности (специальной -- СТО, и позднее общей -- ОТО).

И вот как раз утверждения об авторстве Эйнштейна в отношении обеих теории оказываются легкой -- даже слишком легкой -- мишенью антисемитской критики.

В самом деле, достаточно в связи с СТО вспомнить имена Лоренца, Минковского и отчасти Пуанкаре, как научный вклад Эйнштейна начинает выглядеть третьестепенным и почти непонятно в чём заключающимся.

Аналогично, в случае ОТО, достаточно вспомнить имена Пуанкаре, в работах которого задолго до обращения к этой тематике Эйнштейна были разработаны физические идеи и принципы ОТО, и Гильберта, который по заказу Эйнштейна разработал математический аппарат оформляющий эти принципы, как научная (в смысле: авторская, творческая) роль Эйнштейна и в отношении ОТО начинает выступать третьестепенной.

Но именно пример ОТО и проясняет действительную роль и заслугу Эйнштейна в оформлении и публичном приятии СТО и ОТО -- это роль продюсера.

"Пуанкаре придумал идею и написал сценарий, Эйнштейн сделал заказ Гильберту осуществить постановку и обеспечил промоушен."

Роль эту вовсе не следует недооценивать и она, без сомнения, не является беспрецедентной. Признание ее важности заключено во многих примерах человеческой деятельности:

Например, инженер Ройс придумал и сконструировал хороший для своего времени автомобиль, но что бы он стал делать без спонсора, обеспечившего внедрение, маркетинг и продажи? А так -- появился бизнесмен Роллс и фирма Роллс-Ройс (не Ройс-Роллс, заметьте!).

Аналогично, инженер Паккард придумал звукоосциллятор, но так бы и сидел со своим изобретением, не появись продюсер и спонсор в лице Билла Хьюлетта, основавшего фирму HP (не PH, заметьте!).

В современном американском кинематографе продюсер стал фигурой №1, далеко заслонив автора сценария, режиссера, кинематографистов и часто даже актеров.

То есть положив на одну чашу весов "креатив", а на другую -- "продюсинг", не приходится сомневаться, какая перевесит.

То же и в отношении Эйнштейна.

Сообразно с другими проектами, вовсе не следует недооценивать его роль продюсера СТО и ОТО, а пенять единственно разве на то, что в титрах (по забывчивости, вероятно) не указано: "оригинальная идея принадлежит Минковскому и Пуанкаре, постановка осуществлена Лоренцем и Гильбертом".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments