Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Category:

из истории феминизации школы






Originally posted by krylov at Первые уроки

К этому вот замечанию pavloff:

Необходимость разнополого обучения связана как раз с тем моментом, что половое созревание у девочек наступает раньше чем у мальчиков, и ведь не только это в том выражается, что грудь растет и бедра расширяются - но и соображать быстрее начинают. В среднестатистической школе, как правило, лучше учаться девочки в старших классах. Парни и привыкают к тому, что женщина умнее его. ДА еще и учителя - женщины. Ну и получаем на выходе не мужиков, а размазню, которую потом приводит в чуйство столкновение либо с армией либо с тяжелой жизнью.


На самом деле феминизированность образования в СССР и России начинается не с "совместного обучения" (оно как раз на это мало влияет), а с того банального факта, что практически весь учительский корпус - женский.

Это прослеживается даже на уровне языка. Например, практически все названия профессий - в "грамматическом мужском роде". При попытке приделать женское окончание получается обычно или конфуз (например, из "инженера" выходит смешная "инженерша"), или слово с другим значением ("солдатка" - это не женщина в форме), либо окончание просто не держится на слове ("юрист" он и есть "юрист", ну не "юристка" же и не "юристша"). И только одно название профессии легче воспринимается именно в женском роде: учительница. Потому что слово "учитель" вызывает совсем другие ассоциации, не школьные. Денотат фразы "'это мой учитель" может быть каким угодно - начиная от основателя научной школы и кончая лидером тоталитарной секты. Но в самую последнюю очередь здесь имеется в виду обычный школьный "препод". Кстати, о "преподе" - неуклюжее "преподаватель" есть слово-заменитель: так называют "учительницу мужского пола".

Особенно характерна тотальная феминизированность преподавания для младших школьников. "Учительница первая моя" - это по умолчанию. Мужик, преподающий малолеткам, вызывал нечто вроде брезгливого удивления - именно как человек, сменивший гендерную роль (нечто вроде "трансвестита" - и уж конечно неудачника). Исключение составляли "педагоги-новаторы", обычно мужчины. Но им было можно: их деятельность воспринималась обществом скорее как "научная-экспериментальная", где дети были скорее подопытными, чем учениками. "Науку и эксперимент" общество одобряло - хотя на возню с малолетками всё-таки посматривало косо: нет ли в том педофилии (и часто ведь была).

В принципе, феминизированность школы имела множество плюсов. И один очень тонкий минус: дети получали первые уроки отношений с властью у женщины.

Первый учитель - это прежде всего первый в жизни начальник. Именно начальник, а не "папа-мама" (пусть даже строгие и склонные командовать). Потому что папино и мамино право командовать, да и само командование, идёт по совсем другим контурам, которых у обычного начальника нет. Не являются "начальством" и "сильные ребята во дворе", и "друзья", и всё остальное. Первый опыт формального подчинения - именно школьный.

Что меняется от того, что этот опыт дети получают не от "школьного дядьки", а от "школьной тётки"? Очень многое. Женское представление о власти сильно отличается от мужского. Приёмы, принципы, уловки, выстраивающаяся система отношений.

Это всё очень тонкие вещи, которые трудно описать, легче показать. Ну например: мужчины оскорбляются, а женщины обижаются. Перед мужиком надо выслуживаться, а к бабе надо подлизываться. Мужчины склонны к самоуправству ("дать подзатыльник"), а женщины предпочитают передать функцию наказания в иную инстанцию ("родителей вызвать и наврать с три короба, чтоб выпороли"). И так далее - там много всего.

Дальше же получается вот какая штука. Человек, закончивший школу и идущий работать, обычно всё это благополучно забывает, и живёт "как нормальный мужик". Но когда ему приходится взаимодействовать с "властями", он опирается на старый опыт (потому что он первый, и потому что другого нет). Ещё хуже, когда он сам получает власть. В нём начинает оживать какая-нибудь "анна-ванна" из родной 43-й средней (о которой он вроде бы и думать забыл). Потому как она дала ему первые уроки того, как ведёт себя начальник.

Возможно, поэтому в отечественном начальстве есть что-то неизбывно бабье. Начиная от рыхлых "бабусиных" лиц - и кончая стилистикой управленческих решений.





Но тогда хотя бы в средней школе был не такой мрак:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments