Когда толпа начинает избивать интеллигенцию; когда народ пускается истреблять тех людей, которые готовы всем пожертвовать для его благополучия, то говорят: «это сделала черная сотня», и думают, что этим все сказано. Но мы уже видели, что этим не сказано ничего. Наоборот, тут-то и возникает вопрос, настоятельно требующий немедленного разрешения: почему черная сотня не за вас, а против вас?
Этот вопрос можно разрешить только путем внимательного отношения, во-первых, к экономическим нуждам, а во-вторых — к психологии «черносотенцев». Оставляя в стороне ту сравнительно небольшую часть «торгово-промышленной массы», которая скорее потеряет, чем выиграет, от торжества свободы, мы можем смело утверждать, что экономическое положение пролетарских и полупролетарских элементов черной сотни неоспоримо должно было бы вызывать в них сочувствие к освободительному движению. Почему же нет этого сочувствия?
Да потому и нет, что этим элементам черной сотни наше освободительное движение представляется движением меньшинства в интересах меньшинства.
(Г.В. Плеханов, "Сочинения", т. 15, стр 51-52)