Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

Двести лет вместе: записки из подполья

Originally posted by rms1 at Двести лет вместе: записки из подполья

Огненный Бог Марранов
продолжение

В этой книге, написаной, по-видимому, много позже «Деревянных солдат», автор описывает как Джюс захватывает иное общество, уже не Россию (Зелёную Страну), но Страну Марранов. Исторически марранами назвали крешёных евреев в Испании (вот как Намекает на это обстоятельство Волков

Сначала воспоминания о том, что их предки жили в каком-то странном, мрачном мире, передавались Марранами от отцов к детям, потом воспоминания превратились в легенды, а затем и
легенды позабылись
).

Под маррнами в книге понимается, по-видимому, Западное общество вообше. Активно используя клоуна Линга («связь») Джюс при помоши ряда ловких трюков овладевает умами марранов. В отличии от Зелёной страны, у марранов Джюс строит типичное капиталистическое общество ( как оно виделось советскому наблюдателю в средине 60-х, весьма сходно с Незнайкой на Луне):

С этого дня в уединенной долине Марранов началась большая стройка. Вся тяжесть работ пала на простолюдинов. Знатные сами ничего не делали. Они только подгоняли каменщиков и плотников, обученных Урфином, и те трудились с восхода до захода солнца с короткими перерывами на еду. Работники с грустью вспоминали веселые соревнования по боксу, бегу и прыжкам и начали подумывать, что не такая уж, пожалуй, великая радость -- появление среди них огненного божества.

Впрочем, не оставил он и типичного для Джюса шинкарства:

Народ, толпясь у окон, затянутых слюдой, старался рассмотреть силуэты пирующих, расслышать хмельные голоса: Урфин научил Марранов готовить опьяняющий напиток из пшеничных зерен.

Обшество расслоилось - щабес гои поднялись:Знатные Марраны были теперь за Урфина горой а простые гои страдали под гнётом Джюса и местной знати. Далее события развиваются по сценариям современного тому времени советского агитпропа: Джюс направляет недовольство марранов собой на соседние страны, захватывает их и устанавливает там капиталистические порядки. Кончается всё и вовсе на мощной советской агитационной ноте: когда марраны пошли в очередной поход на соседей, то они увидели как те играют в волейбол, и тут же поняли как обманул их Джюс. Соревнование систем переходит в плоскость спортивных соревнований:

-- Правильно мой папа говорит: "Спорт -- великое дело!" А он
в этом разбирается: недаром чемпион, играл за сборную Канзаса!... Через ров были переброшены мостки, и бывшие враги радостно
бросились друг к другу. Уже начали собираться смешанные
волейбольные команды, в воздух полетели мячи, послышались
крики:
-- Гаси... Аут... Пасуй!
А Ганнибал и Цезарь дружно ржали и нетерпеливо топали
копытами, призывая своих хозяев в дальний путь, на родину.
И в час, который определила судьба, удивительные мулы
примчали и Энни и Тима домой.

Ст. Отдых -- Москва.
1967-1969 гг.
/

Если кто помнит, в то время набирала силу Брежневская идея разрядки, мирного сосуществования и спортивных соревнований вместо военных столкновений, каковая убогая идея и отражается в развязке Марранов. Смена политической ориентации Волкова, на этот раз описывавшего Западной общество как управляемое Джюсом, в противположность управляемой коренным народом Зелёной страны, по-видимому, связана с событиями шестидневной войны, когда именно Запад (марраны) помогал Джюсу, а Зелёная страна, освободившись от власти Джюса, поддерживала противостояшие силы. Исход борьбы Зелёная страна/марраны виделся Волкову вполне в духе агиток тех лет - в изгнании марранами Джюса (как до того его выгнали из Зелёной страны) и в вечном мире (и жевачке). Интересно, что сами по себе марраны вызывают у Волкова скорее симпатию, как обманутые Джюсом, но хорошие люди. Путём агитации, общения, спортивных соревнований можно обьяснить им всю ложь, которую несёт им Джюс и его клоун, и тогда они придут к правильному заключению :

А что же говорил Великий Урфин? Может, его обманул этот мерзкий деревянный человечишка? Может, он налгал и во всем другом?.. и Джюс побежит:Урфин не выдержал. Он в ужасе закрыл лицо руками, а потом повернулся и побежал.

Он бежал, и спотыкался, и падал, и вставал, и снова бежал. Сердце Джюса бешено колотилось в груди, его терзал невыносимый страх. Беглецу чудилось, что в спину ему со свистом летит туча камней, что его настигают озлобленные мстители с тяжелыми дубинками в руках...
.

Таким образом, Волков сначала ( в «Деревянных Солдатах») описывает советскую систему, как контролируемую Джюсом, а в впоследствии ( в Марранах) как противостоящую ему. Что, конечно, отражает наблюдения Волкова на протяжении его жизни за эволюцией современноой ему советской системы.
Tags: orphan_jews
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments