Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

о себя-ненависти (полевой материал, ч. 2)

“Патриотизм – это свойство негодяев” // Ю. Черниченко, цит. по Вал. Распутин, “Капитал” (Москва) 15.5.96

“Россия способна плодить только рабов” // Ю. Афанасьев, цит. по Вал. Распутин, “Завтра”, 11.3.97

"Россия – страна воров и пьяниц" // А. Синявский, “Мысли врасплох”

* * *

Некоторые реакции на предложения о национальном воссоединении белорусов с великорусами. Список составлен С. Шахраем, НГ, 24.4.97:

«тайный сговор»,
«новейший пакт Молотова – Риббентропа»,
«змеиный супчик, который готовили за спиной общества российские империалисты»,
«придумщики... пресловутого пакта Ельцин-Лукашенко»,
«российские империалисты» // А.Черкизов, "Эхо Москвы", 31.03.97

«бред сивой кобылы: рыхлый, невнятный, слишком длинный» // С.Пархоменко, Д.Пинскер, "Итоги", 08.04.97

«господа интеграсты» // Е.Киселев, НТВ, "Итоги", 06.04.97

«партия Интеграции Любой Ценой, которая вобрала в себя весь розовый спектр людей власти и интеллектуалов» // Отдел политики, "Московские новости", от 01.04.97

«реакционные круги России, которые пытались опереться на исторический коммунистический атавизм – на жаждущий сталинской диктатуры режим в Белоруссии...» // С.Шушкевич (католик), "Эхо Москвы", "Репортаж", 02.04.97

* * *

“Бедная русская идея...” (Вл. Соловьев; ср. обзор у Галковского vs. католики-евреи)

“Я всю Россию ненавижу, Мария Кондратьевна...” – Смердяков (и см. далее, умная нация...)

* * *

«Появление подножного корма с радостным облегчением воспринято на Владимирщине не только крупным рогатым скотом и прочим скотом, изголодавшимся за зиму. Местное телевидение недавно показало сюжет о том, как работницы Вязниковской ткацкой фабрики, не имея средств купить хлеб, готовили себе в пищу комбикорм...» // Александра Потемкина, Известия, 10.7.95 – цитата не проверена

« Вот некто Александра Московская, по всем приметам ученица Льва Аннинского, рассматривает в статье "Человек - это звучит зло" ("НГ", 17.02.1993) русскую "жертвенность" (пример святых Бориса и Глеба) как основу ГУЛАГа, а "народный лад" - как языческое "хлыстовство". И, конечно, не оставляет в покое русскую классику. Лев Толстой для нее - "зеркало советской культуры". Итак, у яснополянского старца обнаружена психология "совка"...» – цитата не проверена

«как живет большинство обычного, "среднего" населения Словакии? – Так скажем, они еще не вошли в Европу, но "шею мыть научились", причем каждый день... Сравните город Владимир... Сравнение грустное... Это в любом случае. Надо же работать, работать каждый день – вот главный вывод» // Вл. Веретенников, первый заместитель главы администрации Владимирской области, “Экономика и жизнь” (Владимир), 26.5.1998

* * *

«Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы» (герой в романе “Пролог” Чернышевского)

«Мы помним, как полвека тому назад великорусский демократ Чернышевский, отдавая свою жизнь делу революции, сказал: “Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы”. Откровенные и прикровенные рабы-великороссы... не любят вспоминать об этих словах...»

«помимо революционного движения, единственного луча света в русском темном царстве, в русской истории имеются «только великие погромы, ряды виселиц, застенки, великие голодовки и великое раболепство перед попами, царями, помещиками и капиталистами», «мы особенно ненавидим свое рабское прошлое... и свое рабское настоящее», «раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство (например, называет удушение ... Украины ... “защитой Отечества”...), такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.» // Ленин, “О национальной гордости великороссов”, ПСС, М. 1969, т. 26, стр. 107-9

«Я не люблю евреев вовсе, я к ним всем испытываю отвращение. Они в моих глазах – выродившиеся отпрыски великой, но давно ушедшей эпохи. За века рабства этот народ усвоил свойства рабов, и потому я так враждебен к нему.» // Ф. Лассаль

«мы по-прежнему "жалкая нация, нация рабов; сверху донизу, снизу доверху - все рабы".» // Василий Беляев, “Саратов”, 24.1.2001

«Несвободу устанавливать не надо. Она – данность в России... Несвобода... даже в походке людей, в их выражении лиц» // А. Новиков, “Общая газета”, 24.8.00

«глубокая, изнутри осознанная "несвобода", присущая российскому электорату» // Наталья Савелова, Дмитрий Юрьев, журнал “Деловые люди”, №113, 1.8.2000

«тысячелетняя парадигма несвободы» // А.Н. Яковлев

«в наших генах заложена рабская психология, которая не одно поколение людей превращала в холуев и лизоблюдов» // А. Свиридов, “Курская правда”, 1.4.2000

Кому обязан Путин?
Станислав Говорухин: – Рабской психологии народа.
Лидия Федосеева-Шукшина: – Рабской психологии нашего народа.
(Коммерсантъ-Daily, 28.3.2000)

«Необходимо, чтоб каждый из нас избавился от рабской психологии» // Анна Ленская, “Якутия” (Якутск), 22.11.2000

«стоит, наконец, избавиться от державно-рабской психологии» // В. Похмелкин, “Демократический выбор” (Москва), 9.3.2000

«Мне президент не нужен. Он нужен тем, кто привык ни за что не отвечать и ничего не делать... Совершенно рабская психология.» // Ирина Точило, интернет-форум “напутствие президенту России”, Коммерсантъ-Daily, 14.4.2000 

«Самым блестящим представителем... стал профессор педуниверситета Андрей Сагалаев, ... предлагавший нам всем задуматься о самих себе: откуда в нас вековое плебейство, холуйская зависимость, рабская психология?» // “Томский вестник”, 6.5.2000 

«в стране, где веками культивировалась рабская психология, рабский менталитет» // композитор Вл. Шаинский, “Независимая газета”, 1.7.2000 

«В людях сидит бацилла рабской психологии» // Анатолий Матвиенко, “Антенна” (Черкассы), 5.8.2000

«Рабская психология, надежда на безотказную [медицинскую] помощь государства должны быть изжиты.» // Юрий Шевченко, министр здравоохранения, “Медицинская газета”, 23.3.2001 

«Все эти разговоры возникают в силу нашей рабской психологии.» // Н. Федоров, президент Чувашии, “Новые Известия”, 23.8.2000

«в этой стране традиционного рабского менталитета...» // Ник. Губенко, Коммерсантъ-weekly, 11.5.92

«Россия должна сбросить лягушачью кожу рабско-самодурского менталитета, и тогда когда-нибудь, лет через сто, может быть, может быть...» // А. Булат, Санкт-Петербург, Журнал Новое время, 22.11.98

«Поражает, что эта социальная несправедливость молчаливо воспринимается основной массой пенсионеров, не вызывает у них протеста. Люди стали настолько апатичны и инертны в отстаивании своих прав, что невольно думаешь о их рабской психологии.» // Анатолий Прокофьев, “Рязанские ведомости”, 8.9.2000 

«Не европеец - рабский менталитет-то.» // В. Попутненский, Россия, Москва, 22.10.99

«Никогда Россия не будет жить, как Запад. Наш рабский менталитет не позволит.» // А. Лубяной, Деловое Поволжье, Волгоград, 19.7.2000

«Удастся ли нам сломать свой рабский менталитет?
Нынешнему поколению вряд ли.» // Константин Фокин, Нижегородские новости, 29.9.2000

«Поездка [в Грецию] дала толчок мыслям, что в нас заложена рабская психология.» // Э. Корнева, “Удмуртская правда” (Ижевск), 13.2.2001 

«то ли от чрезмерной любви и широты души, то ли от рабской психологии страна всячески стремится показать Путину, что он востребован.» // Виктор Похмелкин, зампред фракции СПС в Госдуме, Коммерсантъ-Daily, 6.10.2000

«У меня впечатление, что у нашего народа или рабская психология, или же воля, которая приводит к беспределу» // вопрос в студию радиостанции Эхо Москвы, 30.10.2000, 14:08 (интервью с М. Молоствовым), цит. по Мониторинг СМИ. Радио Эхо Москвы, Центр региональных прикладных исследований (ЦРПИ), выпуск 643453 Русская община погубила [столыпинские] реформы.

* * *

Я пришел к глубокому убеждению, что октябрьский переворот является контрреволюцией, положившей начало созданию уголовно-террористического государства фашистского [не коммунистического] типа.

Наши великие классики любили свой народ, но, как писал Лермонтов, "странною любовью". У Пушкина народ безмолвствует. У Достоевского - богохульничает и шизеет, у Толстого - зверствует на войне и лжет в миру, у Чехова – валяется в грязи и хнычет, у Есенина - тоскует, у Горького - перековывается в революционной борьбе, затем в

ГУЛАГе; у Булгакова - "шариковствует", пытаясь вылюдиться, у Шолохова - самоедствует и бандитствует, у Солженицына - рабствует, у Венедикта Ерофеева - алкашничает, пьет денатуратный коктейль под названием "Слеза комсомолки".

Уже сегодня переменчивые ветры российской судьбы несут отвратительные запахи обновленной рабской психологии, имеющей тысячелетнюю наследственность. Мы продолжаем ненавидеть других за собственную лень, глупость и невежество. Воистину история безжалостна - она бьет копытом по черепам дураков.

Что же касается основной массы людей, то она как бы и не заметила, что стала свободной. Возможно, из-за въевшейся психологии нищенства и тысячелетнего рабства.

А.Н. Яковлев, “Культура” (Москва), 14.12.2000 (курсив добавлен)

«Ленин говорил: "Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем". В ряде работ он писал об исторической ограниченности патриархального крестьянства, его забитости, сервилизме, рабской психологии, воспитанной веками подневольного труда, вскрыл двойственность его природы как мелких собственников.»

«Говоря словами Ленина, «рабское прошлое», «рабское настоящее», «великое раболепство» — вот что было неразрывно связано с понятием патриархальной России, которое лелеют в своем воображении оказавшиеся не в ладах с историей сторонники «вечной нравственности». Уместно напомнить, что В.И. Ленин прямо отождествлял патриархальщину с дикостью. И в ней ли нам искать нравственные идеалы, «истоки» морального обновления!»

«Молиться на каждую церковную луковку и каждый минарет мы не будем и причитать "у святых мощей" и "стен плача" не собираемся... и церковь, и мечети, и синагоги, и костелы всегда были идеологическими центрами, защищающими власть имущих. Мы не забываем, что под святыми храмами освещались штыки карателей, душащих первую русскую революцию, что с Церковного амвона был предан анафеме Лев Толстой, что колокольным благословением встречали палача Кутепова, вешателя Деникина, банды Петлюры... Да ведь и самая "демократическая" религия в конечном счете реакционна, представляет собой идеологию духовного рабства... мы видим нравственный пример не в "житиях святых"... Коли уж говорить об уважении к исторической правде, то не надо подсахаривать эти горькие истины... В многих стихах мы встречаемся с воспеванием церквей и икон, а это уже вопрос далеко не поэтический...»

А.Н. Яковлев, “Против антиисторизма”, Литературная Газета 15.11.1972

* * *

«в России, стране тысячелетнего рабства», Наталия Новожилова, “Призыв” (Владимир), № 113, 27.6.97

«Лишь в условиях демократических преобразований в СССР появилась надежда, что народы будут независимы от традиционного государственного произвола и предадут анафеме тысячелетнюю историю рабства» // Борис Семин, Руководитель Экспертного совета Института гуманитарно-политических технологий // “Демократический Выбор” (Москва), № 41, 15.10.8

* * * 

«Пару дней назад по радио России (которое я слушаю, копаючись в огороде) была обронена фраза: "...Когда в России отменили крепостное право, в Англии был пущен метрополитен..." Это я вот к чему. Кого хочешь припоминай из российской истории, какого хочешь императора или правителя, а только ведь Россия-то - в общем и целом страна потомственных крепостных, а стало быть - рабов . То есть людей с довольно специфическими склонностями - к лени , к воровству , к безразличию, к обязательности предводителя, вождя, к забитости и покорности ...»

«рабство за тысячелетнюю историю так въелось в нас , [что] так и не узнали мы, что такое честь и совесть, так и не понимаем мы, что прилично, а что нет для достойного человека

«Никакие демократические реформы, никакие экономические потуги, никакие оглядки на Запад не помогут нам, пока сам человек состоит в плену рабства утробного, пока он... не начнет, хоть и по каплям, раба из себя выдавливать.» 

письмо читательницы в “Независимую газету”, 17.10.98

* * * 

Пушкин - это величайший феномен внутренней свободы, тем более поразительный, что появился он в стране тысячелетнего рабства.

Пушкин - образец абсолютного душевного здоровья, что не менее поразительно в обществе больных и несчастных, где почти все великие писатели, поэты были или психически неуравновешенны, или просто неврастеники, или алкоголики. Это невероятно и совершенно непонятно, как он таким мог быть, но - был!

Но быть по-настоящему свободным - не легко и приятно, как думают рабы, - это тяжкий труд. И особенно тяжело и мучительно быть свободным среди рабов.

Он ведь погиб не от "происков светского общества", как нас раньше учили. "Его убило отсутствие воздуха "... Пушкин - невыездной; Пушкин - под вечным контролем дураков и холуев, под вечной слежкой, а почти все его друзья сосланы, растоптаны, а публика, ради которой он пишет, демонстративно глупа, совершенно неспособна понимать его. Он просто задохнулся... жить в России не [он] мог: она его задушила. До каких же пор великая Россия будет сначала душить своих лучших сынов... Наш величайший литературный гений с горечью сказал: "На свете счастья нет". И никому из нас не стыдно.

...так ведут себя только рабы , неспособные на индивидуальный труд души, заменяющие его стадным идолопоклонством . А он стада не любил.

Вадим Слуцкий , “Россия его задушила” // “Губернiя” (Петрозаводск), 10.6.99

* * *

«Может, для десятилетнего опыта свободных выборов в стране с тысячелетним опытом рабства это не так уж и мало?» // В. Козлов, Дм. Орешкин, “Московские новости”, 21.3.2000

«выдавливать из себя тысячелетнее рабство – занятие трудоемкое» // К. Лысенко (главный редактор), “Крестьянская Россия”, 3.4.2000

* * *

«В старину, существовали три способа избавления от зловредного вируса рабства. Первый - пользование благоприятным климатом Западной Европы, что было по карману людям богатым.... Второй применялся индивидуально просвещенной интеллигенцией - выдавливание из себя по капле раба...»

«Привычка жить под опекой государства-господина и судьи настолько глубоко вошла в плоть и кровь населения, что подавляющее его большинство и, разумеется, калужане очень долго не воспринимали день 21 августа 1991 года как рубежную дату, разделившую отечественную историю на две неравные части: первая насчитывала тысячу лет, вторая - всего десять. Тысячелетняя инерция рабства сходу наехала на десятилетие провозглашенной свободы и едва не стерла ее в октябре 1993 года.»

Константин Афанасьев, “Калужские Губернские Ведомости”, 9.6.2000

* * *

Вспомните знаменитый русский вопрос:

- Ты меня уважаешь?

Его не зададут вам ни в каком Лихтенштейне или герцогстве Люксембург, не говоря уж о прочих европейских царствах и государствах. Это – наше достояние. Русское. Оплаченное тысячелетним рабством.

Вглядитесь в нашего орленка-табака, в свое время привезенного из Византии. Его развернутые головы смотрят отнюдь не на Запад и Восток, как то нам вдалбливали в школе... Они смотрят на два основных сословия - на рабов и рабовладельцев .

Борис Васильев, “Культура” (Москва), 14.9.2000


* * *

«Может быть, тут какой-то дефект в генетическом коде нации? Допустим, от тысячелетнего рабства.» // Александр Водолазов, “Русская Мысль” (Париж), 5.10.2000

* * *

Вот уже тысячу лет мы ползем по вязкой болотистой топи, задыхаемся в нищете и бесправии. Вот уже многие столетия ожесточенно боремся, не жалея ни желчи, ни чернил, ни ярлыков, ни оскорблений, не страшась ни Бога, ни черта, лишь бы растоптать ближнего, размазать его по земле, как грязь, а еще лучше - убить.

Не надо прятать голову в песок - это мы [дети Арбата?] беспощадно, позабыв о чести и совести, травили и расстреливали себе подобных, доносили на соседей и сослуживцев, разоблачали идеологических "нечестивцев" на партийных и прочих собраниях, в газетах и журналах, в фильмах и на подмостках театров. И разве не нас ставили на колени на разных собраниях для клятв в верности и раскаяния, что называлось критикой и самокритикой, то есть всеобщим и организованным доносительством.

И сегодня приходится вести борьбу ... с собственным раболепием .

истоки нынешнего хаоса - в самой истории России, в ее традициях, в социальной психологии народа. Тысячелетнее рабство является самой мрачной страницей нашей истории. Было, было! Стыдимся. Нормальные люди сделали бы всё возможное и невозможное, чтобы избежать прошлого повторения рабства и не впадать в новое, ещё более тяжкое, унизительное рабство.

Александр Шестаков, “Красноярская газета”, 1.12.2000 (курсив добавлен)


* * *

помехой является менталитет народа.
Мой вывод: все, что происходит в этой стране, - более всего подходит народу, здесь живущему.

Очень глубоко сидит в нас и не меняется в течение столетий менталитет рабства со всеми вытекающими отсюда последствиями. И его нужно сознательно учитывать заранее во всех своих делах, закладывать в модель взаимоотношений с каждым человеком.

Как любящий самого себя считаю, что во мне рабства меньше, чем в других.

Владимир Шеменев, Деловая Москва сегодня, 14.5.2001

* * *

«Россия приняла в себя, переварила восточное иго, приняв на себя черты восточной деспотии, сам дух и образ мыслей. Она культивировала многовековое рабство, она породила жутчайшую в двадцатом веке тоталитарно-человеконенавистническую систему, геноцид...»

«Да, Достоевский, Толстой, Чехов... Да, Чайковский, Рахманинов, Глинка... Хм, Глинка... Они нужны были этой кондовой России так же, как и сегодня Солженицын, Ростропович, Плисецкая... "Народ" удовольствуется пошловатым Михаилом Задорновым, полудурком Жириновским и очередной каменной задницей Анатолием Лукьяновым.»

«Огромная энергия несвободы, инертная масса рабства принесет еще очень много горя не только близким соседям, не только всему миру, но тем, кто все еще живет в России.»

Алексей П., “Литературная газета”, 11.4.01

* * *

«Позорное монгольское иго, вошедшее в плоть и кровь; имперский топор Петра, рубившего самолично головы и вешавшего стрельцов на кремлевских стенах; безумие опричнины и аракчеевского милитаризма, 58-я статья при Сталине и 70-я – при Брежневе, фантасмагорические процессы 37-го года и зэковский принцип "не верь, не бойся, не проси" - все это нам уже не вытравить из генетической памяти. "Печать рабства пронизывает всю историю России"...»

«И как раз сегодня, при демократической конституции и свободных выборах, все больше выясняется, что ГУЛАГ - это все-таки наше первородство. Мы не можем без этого. Без палки надсмотрщика, без пинков и тычков конвойного с автоматом, без кандалов и без миски лагерной баланды, на которую действительно - еще много веков назад - променяли все, в том числе свою свободу и человеческое достоинство.»

«Рабство преходяще - в том смысле, что между Иваном Грозным и Петром Первым было Смутное время и Борис Годунов, а между КПСС и КПРФ перестройка и Борис Ельцин. Но парадигма нашего рабства остается неизменной. Уже какая по счету попытка модернизации и вестернизации России, то есть освобождения ее от проклятого, мрачного прошлого, от ее истории, висящей камнем на шее, захлебывается и терпит крах.»

«Народу просто дали впервые за тысячу лет - все цивилизованные западные права и свободы: свободу слова, печати, митингов, собраний, партий и движений, свободные выборы... И он создал себе партию - КПРФ. Так сказать, по образу и подобию своему... И стал съезжаться в первопрестольную требовать "законную" пайку, бузить на Горбатом мосту и разбивать шахтерские каски о брусчатку. Жаль, что не головы.»

Борис Стомахин, “Демократия рабов и палачей” // “Демократический Выбор” (Москва), 22.4.99

* * *
«Сил уже нет спокойно смотреть на то, как в сегодняшних политических баталиях дискредитируется одна из традиционных белорусских конфессий, к которой принадлежу и я, – православие ... На печальные мысли наводят теологические и культурологические рассуждения Ю.Хащеватского. Так, уважаемый деятель культуры размышляет о холопской, рабской сущности нашей веры, о том, что она веками "прессовала" людей и порождала у них всевозможные комплексы» // Белорусская Деловая Газета, Минск, 14.3.2001

«Культура Украины до воссоединения с Россией была на порядок выше нашей (в искусстве они уже осваивали Возрождение, а мы дожевывали Византию). Падение началось как раз после воссоединения, и очень скоро Украина скатилась от культурной провинции Европы до культурной провинции России. То ли мы по ментальности холопы, то ли без памяти, которую подменяют наши же историки.» // Игорь Домников, Новая газета-Понедельник, Москва, 14.5.2000

«Порой проявления моей рабской психологии неожиданны для меня самого. Она сохраняется на генном уровне. Отбор ведь производился в течение многих столетий.» // Владимир Шеменев, Деловая Москва сегодня, 14.5.2001

«Сталин... гениально понявший суть... рабского народного менталитета, быстро прибрал к рукам высшую власть» // “Оренбуржье”, 10.3.99

«Никогда Россия не будет жить, как Запад. Наш рабский менталитет не позволит.» // Александр Лубяной, “Деловое Поволжье”, Волгоград, 19.7.2000

«Ответьте мне, что означают термины "великая держава" и "великий народ"? … Рабская психология не может претендовать на величие. Тому, кто думает иначе, нужна помощь психиатра.» // С. Тарасов, “Известия”, 18.11.99

«Понятно, что фильм "Брат-2" собрал миллионы. Но какой удар при этом был нанесен моральному состоянию нации? Этого никто не взвешивает, хотя взвесить можно. А какой чудовищной силы удар нанесен порождением ложного сознания в отношении американцев и американского общества? Это уже малопоправимо. Такова классическая традиция российского общества, которая очень мешает нам жить. Народ был в холопском состоянии на протяжении тысячелетий.» // Трибуна, Москва, 14.3.2001 

«Наше государство всегда было преступным. Во всей истории Государства Российского главной его характеристикой была откровенная криминальность... Но к народу это не имеет отношения. Он терпит беззаконие потому, что по сути своей он остается холопским, он привык быть несвободным... Народ не может освободиться от своего холопства...» // НГ Фигуры и лица N 03 (66) 08.02.2001

«В наши дни речь зашла о смене как раз самого существа российского народа, его тела и души. Речь идет о разрыве с извечным, длившимся веками, а не только 70 большевистских лет, рабством и холопством, физическим и духовным....» // Журнал Огонек, 29.11.99

«в крепостной России рабами являлись все: холопы – рабами помещиков, помещики и дворяне – рабами самодержца.» // Нина Назаленова, Челябинский рабочий, 18.10.2000 

«Российский народ всегда жил в положении раба (как народ). И психология раба...» // Академик В.А. Тихонов, 2.9.89

«заложенные чуть ли не в наших генах страх и рабство» // Наталья Сафонова, Брянское время, 22.1.97

«Мы всю жизнь прожили в страхе. Страх и рабство передаются генетически.» // Ольга Луганская, Журнал Новое время, Москва, 20.9.98

«Неужели столетиями вбиваемое в народ рабское сознание передается генным путем?» // Н. Витовцева, Звезда Алтая, Горно-Алтайск, 4.5.2000

«мы из народа рабского, холопского никак не можем превратиться в нечто с человеческим лицом.» // Владимир Костин, Томский вестник, 10.2.99

«народные учителя начале XX века противостояли рабской психологии, столетиями укоренявшейся в сознании безграмотных российских рабочих и крестьян» // В. Останина, “Правда Бурятии”, 27.11.99

«Основная беда, похоже, в постоянном ощущении собственного комплекса неполноценности, в рабской психологии... По-рабски, по-холуйски мы по-прежнему верим и обещаниям наших правителей» // Алексей Воловиков, “Яблоко России”, 14.2.98

«Народ – рабы, журналисты – рабы, у всех рабская психология» // Юрий Хмельницкий, “Самарское обозрение”, 7.6.99

« Россия... любила Францию за... ясность понятий, прогресс, неминдалевидные глаза, будуары, за "р" неподвластное рабской натуре.» // Вик. Ерофеев, “Общая газета”, 29.4.99

«Россия не прошла путь духовной Реформации, поэтому любая гуманизация наказания для нее является только "смягчением", а не фундаментальным упразднением самой основы духовного "рабства". В стране, в которой патриарх официально называет граждан "рабами Божьими", смертная казнь не будет отменена никогда.» // А. Новиков, журнал “Новое время” (Москва), 28.11.99

«Мы привыкли мерить эпохи своей жизни "по царям". Рабская психология.» // Д. Волкогонов, Российская газета, 1.4.92

«... политические фигуры, которые позволяют себе руководствоваться в большой политике мифами о русском человеке, которые с высокой трибуны позволяют себе сказать следующее: "Русский народ - нация обломовых, нация рабов, с рабским прошлым, народ - растяпа с присущей ему азиатской ленью". Подобное недавно сказал, характеризуя "российский менталитет", один из претендентов на президентскую корону.» // Александр Лазарев, доктор филологических наук, профессор Челябинского государственного университета, “Литературная Россия”, 23.7.99

«все происшедшее - расплата за ... наше внутреннее, въевшееся в плоть и кровь рабство» // Виктор Светлов, “Карелия” (Петрозаводск), 27.11.98

«Столыпин пробудил к деятельности примерно треть крестьянства. У остальных двух третей сохранилась все та же психология раба, в лучшем случае полураба.» // Н. Шмелев, Век, Москва, 29.1.99

«безответственность - одна из черт русского народного характера XIX века, взращенного веками крепостного рабства: раб, как известно, лишен нравственного выбора» // Б. Егоров. “Аполлон Григорьев”. - М.: "Молодая гвардия", 2000 

«Я часто думаю о своей стране.... Я смотрю и сравниваю. И постоянно меня гложет одна мысль - мы все рабы.» // Макс Молотов, Молодой дальневосточник, Хабаровск, 28.2.2001

«Большинство людей привыкло скрывать свое истинное лицо, эмоции и чувства под маской... общество, которое продолжает оставаться тоталитарным, приучило нас притворяться, чтобы не выдать свои истинные чувства. Глаз, привыкший к темноте, надо постепенно приучать к свету. А природного раба надо постепенно обучать разумному пользованию свободой...» // Е. Варгасов, Владимирские ведомости, 16.4.98

«Тогда, в 1903, в1910, в 1912 году многие эксперты полагали, что на огромных, придавленных тысячелетним рабством пространствах восходит новая звезда» // Вас. Стародубцев, Зеркало, цит. по Мониторинг СМИ. РТР, Центр региональных прикладных исследований (ЦРПИ), Москва, выпуск 785929, 25.2.2001, 18:00

«Попытка построить демократическое и правовое государство натыкается на непреодоленное наследие российской истории ... стереотипы рабской психологии. Воспитывать граждан из запуганных рабов... самая насущная сегодня задача» // С. Ковалев, Известия, 1995, 19 декабря – цитата не проверена.

«Обычным доводом, выставляемым новыми русскими западниками против России, является утверждение, что она всегда под тем, или иным видом, рабствовала...» // П. Сувчинский, журнал “Версты” (Париж), № 3, 1928, стр. 130

«Рабы не перестанут быть рабами, если перейдут от сохи к электронной машине. Общество должно нравственно измениться. Для этого должны быть приложены невероятные усилия. Пока этого не происходит. Есть какая-то среда просветителей: ... есть Сергей Ковалев, еще кто-то. Но это разрозненные усилия. Россия держится на светочах, на мессиях. Наша комиссия занимается этим же – она как единица, как личность. Должны быть объединенные усилия многих людей, которые пытаются вытащить эту застрявшую Россию..» // А. Приставкин, Русская мысль, 21.12.2000

«Вся наша жизнь свелась к тому, чтобы, по знаменитому выражению Чехова, "выдавливать из себя по капле раба ". Последние годы мы выдавливали его стаканами, потом ведрами, потом, кажется, цистернами, и все равно с внутренним рабством никто из нас покончить не смог.» // Эльдар Рязанов, журнал “Домовой”, 4.5.96 

Примечание: При составлении подборки я стремился включать в неё высказывания только русских авторов, отражающие их этнонациональную себя-ненависть, и исключать нерусских авторов или авторов-полукровок, чья этнонациональная агрессия против русских отражала их положительный этнонационализм (несмотря на то, что статистически их высказывания были заметно более "сочными" и распалёнными этнонациональной агрессией). На момент составления подборки мне не было известно, что Рязанов является евреем, и что его потомки являются также галахическими евреями. 

«этот рабский народ заслуживает только презрения», «взбесившиеся дебилы» // В. Новодворская

«Мы – народ холопский. Советская власть нас не раскрепостила, а превратила в еще худших рабов. Надо говорить с газетных страниц нашему народу-богоносцу: вы – холопы, жалкие несчастные люди, которые не знают, что такое свобода.» // Даниил Гранин, Невское время, Санкт-Петербург, 13.1.99 

«Рабский народ... В каждом русском человеке три "ха" – холоп, хам и холуй. Мы рабы без цепей и надсмотрщиков. Свобода нам мачеха.» // герой в романе Д. Гранина, цит. по Трибуна (Москва), 22.5.2001

на момент составления сводки мне не было известно, что Гранин – еврей.

«нам нужно преодолеть в себе рабскую психологию» // Борис Ельцин, Российская газета, 5-я сессия ВС РФ, 7.10.92

«Существующий в России веками рабский, холопский дух...» // А.Д. Сахаров, цит. по Демократический Выбор, Москва, 16.5.2001

«тысячелетие Россия - государство рабов и "святых" ханжей, завистников и мизантропов» // Виктор Кириллов, Красноярская газета, 10.8.99

«Если утром некий ученый-"историк" объявляет Россию "тысячелетней рабой", а в полуденной передаче другой его коллега уверяет нас, что Куликовская битва положила начало "тоталитарному правлению, длящемуся и поныне", третий к вечеру поливает потоками клеветы русское Православие, то неудивительно, что в полночной передаче "Пресс-клуб" появляется мадам Новодворская и заявляет: "Место русских - у параши!"» // Станислав Золотцев, Гудок, 27.2.99

«стране искаженных понятий и рабской психологии не может помочь уже ничто» // С. Смирнов, “Правда Бурятии”, 21.9.96

«Наиболее простым подтверждением нашей рабской психологии являются лифты» // Ю. Скачко, “Зеркало недели” (Киев), 11.11.2000

Tags: self-hatred
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments