Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

о себя-ненависти (полевой материал, ч. 3)

«самое большое несчастье, которое может постичь человека – “начать дурно думать о себе”»

Гёте


«Страх укоренился в результате многовековой подневольной жизни, вошел в подсознание, в генетическую память народа в стране рабов, в стране господ. Скованность мысли, задавленность духа воспринимались как извечное естественное состояние общества. При этом сложился особый, рабский тип поведения – ... лицемерие, лукавство и воровство. Долгие годы ... россияне, жили в подчинении царской... власти, в трепете перед охранкой... и это сформировало у наших предков психологию рабов...» //  Константин Афанасьев, Калужские Губернские Ведомости, 9.6.2000

* * *

история этой страны и этого народа сделала то, что могла сделать: самую реакционную монархию в Европе она заменила самой реакционной диктатурой в мире

в этой стране, с ее тягчайшей исторической наследственностью

из-за... особенностей русского исторического развития, азиатской неприязни к демократии, традиционной привычки к жестокости

Страна рабов, страна господ...

Страшно жить с вами рядом, читать ваши книги, ходить по вашим улицам.

А. Белинков (1968), цит. по Независимая газета, Москва, 27.9.96

(на момент составления подборки мне не было известно, что Белинков – еврей)


* * *

«Я согласен с определением: империя зла. Ведь ничего не изменилось... Эти люди разграбили государство, несколько раз подряд обокрали народ, привели его к полной нищете... Кафкианское государство [“эти люди” – это пишется в МН!]... Как сказал один поручик: "Страна рабов, страна господ", так и осталось.» // Нина Агишева,  Московские новости, 1.12.98

«Если есть данность – "страна рабов, страна господ" – то культ (или его имитация!) должен быть.» // письмо читателя, Общая газета, 31.5.2001

«Михалков с экранов и страниц речет, как хороши были цари, какая вишенка Россия (та самая "страна рабов, страна господ")...» //  Денис Горелов, Известия, 20.3.99

«Явлинский не только умен и одарен, но и принципиален, хотя в нашей "стране рабов, стране господ" это многим не нравится» // Юрий Буртин, Общая газета, 23.3.2000

«рабское прошлое России - "страны рабов, страны господ" идеализируется с той же страстной истовостью, с какой вчера еще воспевался кровавый сталинский режим!» // Владимир Огнев, Литературная газета, Москва, 19.11.97

«Неужто Г. Манчук не читал про "страну рабов, страну господ"?» // Александр РУБАШКИН, Невское время, Санкт-Петербург, 22.3.97

«Никогда не забывайте классическую формулу про "страну рабов, страну господ".» // М.В. Розанова, Время MN, Москва, 17.6.2000

* * *

Начало стихотворения “люди холопского звания сущие псы иногда” за период с 4.99 по 4.2001 цитировалось в печтаных СМИ 20 раз.

Однако суперхитом стало “Прощай, немытая Россия”.  Те или иные строчки либо выражения его первой строфы цитировались в газетах и журналах (не включая электронные СМИ) с мая 1996 года по май 2001 по меньшей мере 287 раз.  Это число заведомо преуменьшено ввиду неполноты компьютерной базы публикаций, которой мы пользуемся: так, только за два года, с мая 1999 по май 2001, т.е. за период, когда публикации представлены более полно, насчитывается 166 употреблений, а ведь это был период когда антирусский радикализм печати был “наименьшим”.

Для сопоставления: стихотворение “Родина” (“Люблю отчизну я...”) за те же два года упоминается всего 36 раз (из них 4 раза в переиначивании “Люблю Россию я”), при этом 14 раз в ироническом наклонении или с упором на “странность” такой любви, 1 раз открыто-издевательски, 2 раза как антиооборонная или “антиимпериалистическая” пропаганда (как напр. в статье с заголовком “Слава, купленная кровью” с требованиями капитуляции российской армии перед чеченскими формированиями), 7 раз нейтрально (как то в заголовках газетных сообщений о проведении лермонтовских праздников, без связи с дальнейшим текстом) и только в 12 случаях цитируется образом, более или менее согласным по интонации и смыслу употребления с лермонтовскими.

Таким образом, на примере только этих двух лермонтовских стихотворений негативный контекст употребления составляет 91% случаев, а положительный – только 6%.

Эта систематическая избирательность цитирования, систематическое смещение (systematic bias) в искаженной репрезентации источника служат наглядными свидетельствами свойств психики, осуществляющей данную фильтрацию.

Стоит вспомнить, что явление не ново: в советских школьных учебниках литературы стихотворение “Прощай, немытая Россия” – принадлежащее, как мы видим, к “золотому русофобскому фонду” – повторялось дважды: видимо, на тот случай, что если ученик забыл, то чтобы через несколько лет вспомнил.  Во время оно его полагалось заучивать наизусть.  Это при том, что лермонтовское авторство стихотворения более чем сомнительно (на что неоднократно указывалось филологами), и аргументы за его аттрибутирование Лермонтову весьма шатки. 

Из недавних обсуждений вопроса, см. подр. статью В. Бушина в газете “Дуэль”, номера №№ 18-19, сентябрь 1997 г.  Ввиду её малодоступности кратко изложим основные сведения.  Первое упоминане о стихотворении встречается более чем через 30 лет после смерти Лермонтова, авторграфа нет.  Не имеется также и свидетельств современников Лермонтова о существовании этого стихотворения.  Известны всего два много позднейших его списка, исходящие к тому же из одного источника (П.И. Бартенева) и выполненные в 1870-х гг., т.е. более чем 30 лет спустя после смерти Лермонтова, и являющиеся вообще первой вестью об этом стихотворении (для сравнения: известны 20 выполненных непосредственными современниками рукописных копий пушкинского стихотворения “Во глубине сибирских руд” и 23 списка стихотворения Лермонтова “Смерть поэта”, многие из которых относятся к точному времени создания этих стихотворений).  Бартенев в своем письме утверждал, что списал с стихотворение оригинала, однако он плохо знал почерк Лермонтова и легко мог принять попавший к нему в руки листок за автограф Лермонтова.  Если бы стихотворение действительно было лермонтовским, то являлось бы вероятным, чтобы списки ходили по рукам, и должны были бы быть напечатанными либо в российской печати периода подготовки реформ и их осуществления (с конца 1850-х по начало 70-х гг.), когда в них публиковалась гораздо большая “крамола”, либо в неподцензурных изданиях, на страницах “Полярной звезды” и “Колокола”.  К тому же Герцен и Огарев, с одной стороны, нуждались именно в радикального тона сочинениях, в духе данного стихотворения, и с готовностью их печатали; а с другой стороны, имели обширные связи и множество осведомленных корреспондентов в литературных кругах и должны были бы получить списки (так ими были впервые опубликованы несколько лермонтовских произведений).  В частности, Герцен состоял в сношениях и с самим Бартеневым (который в 1858 г. передал ему “Записки Екатерины II”, незамедлительно опубликованные в Лондоне на следующий год, и ничто не препятствовало присовокупить к ним и стихотворение “Прощай немытая Россия”).  Однако никто из современников или “младших современников” на счел нужным напечатать это стихотворение (впервые оно было издано в 1887 году, т.е. почти через 50 лет после смерти Лермонтова; для сопоставления: стихотворение “Во глубине сибирских руд” было напечатано через 20 лет, а “Смерть поэта” – через 15 лет после смерти их авторов).  Это может быть объяснено единственно либо тем, что списки всплыли либо гораздо позднее (###?), либо тем, что современники весьма сомневались, что это стихотворение принадлежит Лермонтову.

Наиболее вероятным предполагаемым авторством на настоящее время является аттрибутирование этого стиховторения Дм. Минаеву, в качестве пародии на "Прощай, свободная стихия".Минаев известен как автор пародий и эпиграмм, включая известную эпиграмму на Буренина "По городу бежит собака, за ней Буренин, тих и мил..."

* * *

Фактически вход в интеллигентскую среду, ежели ты не исповедовал определенного символа веры, был закрыт. И немаловажную роль в этом символе занимала главка из множества параграфов, называвшаяся «Страна рабов» с подзаголовком «Всякий, кто произнес слово “русский” с уважением, является черносотенцем».

Это, если взглянуть беспристрастно, тоталитарная секта с явными признаками общей паранойи. И вот на протяжении полутора веков почти все, любящие и умеющие думать, обосновывать, доказывать и формулировать, втягивались в нее практически безвозвратно.

А теперь представьте себе положение людей НОРМАЛЬНЫХ, без особых талантов, но и без особых извращений. Представьте себе их чувства, когда они смотрят кругом. Все говоруны — против того, что для них, этих людей, обычно и естественно. И, казалось бы, если говорунов послушать, то говорят они так, что то и дело Цицерон с языка слетает; а если кругом посмотреть, то от этой говорильни в реальной жизни лишь разор и паскудство. Можете себе вообразить, до какого градуса доходит раздражение, даже ненависть — тем более страшная и бессильная, что она не может вылиться в адекватный ответный интеллектуальный и словесный поток — у тех НОРМАЛЬНЫХ, на ком, собственно, и стоит страна?

Вячеслав Рыбаков

* * *

«холопская ментальность ментальность не дает нам возможности вырваться из бездны» // Т.Кобычева, Журнал Новое время, Москва, 6.12.98

«оживает генная память холопства, маячит тупой фетиш патриотизма как последнего прибежища» // Марина Токарева, Общая газета, Москва , 22.3.2001

«А у нас выборный закон принимался на основе формального равенства всех граждан... Отовсюду полезло холопство.» // Сергей Юшенков, Огонек, 18.12.2000

«В армию идут юноши с психологической установкой на холопство» // А. Петракова, Россiя, Москва, 23.10.2000

«Сегодня на месте памятника природы – ландшафтного заповедника – возник памятник вечнозеленого русского холопства.» // Василий Галкин, Липецкая газета, 30.3.2000

«Холоп в России - больше, чем холоп» // Оксана Гаман-Голутвина, НГ Сценарии N 3 (48) 15.03.2000

«тащимся мы от собственного холопства, как от булки с медом» // Павел Курень, Деловая Пенза, 22.3.2000

«Почему роль личности в нашей истории так непомерно велика?.. Может, холопство у нас в крови?..» // Иван Переверзев, Томская неделя, 2.9.99

– Как? Еще один Сталин?
– Как это ни печально, но России нужен человек такого типа. Который был бы не столь кровожаден, но столь же суров и тверд, чтобы обеспечить поворот населения к труду. Вся проблема России, что у нас никто не трудится... мы страна холопская. Нам нужен царь, президент, генеральный секретарь. // Анатолий Собчак, Новгородские ведомости, 23.6.99

«и до революции, и после Россия жила по принципам холопства, лакейства, а после 1917 г. - еще и по законам тоталитарного общества, зависти, нищенских привилегий. Это стало основой российской цивилизации» // Андрей Сахаров, директор Института российской истории РАН, Интерфакс ВРЕМЯ, Москва, 2.4.99, выпуск №14

«Как все же хорошо, когда враг бывает вовне и знать правду о нем не мешают народу ни очередная заступница - "матушка-коза", ни его, "народа", врожденное холопство.» // А. Маргулев, "Независимая газета" (НГ), Номер 154 (1725) от 22 августа 1998 г., суббота. Полоса 8

«Интерес (не по-холопски понятой) национальной гордости великороссов совпадает с социалистическим интересом великорусских (и всех иных) пролетариев» // Ленин, “О национальной гордости великороссов”, ПСС, М. 1969, т. 26

«неизжитой холопский комплекс, сидящий во многих из нас» // Елена Сизенко, Культура, Москва, 25.12.97

«мы так и тащим на себе семивековой опыт холопства» // Леонид Жуховицкий, Журнал Огонек, Москва, 29.9.97

«коли будет задан вопрос: "Кому был выгоден тридцать седьмой год?", то я скажу страшную вещь - всем выгоден... Тридцать седьмой вернется... Холопы истосковались по барину.» // А. Яковлев, Общая газета, Москва, 14.8.97

Константин Штереверя, "Чем Русь святая славилась"

Наемными и важными
Министрами продажными,
Полнейшею разрухою
И царскою сивухою,
Плетями и дубинками,
Кровавою Ходынкою,
Цусимою, Карпатами,
Проклятыми сатрапами,
Гнилою и позорною
Развратной сотней черною.
Холопскою боязнию,
Позорной смертной казнию,
Застенками и плахами,
Погромами и страхами,
Приспешниками-гадами
И морами, и гладами,
Мученьем, притеснением,
Народа разорением.
Всем этим Русь-красавица
Лет триста с лишком славилась.

N15 (1919) газеты "Ковровская беднота"
цит. по Знамя труда, Ковров, 6.5.97

«Сахаров бичевал холопский дух русских» // Михаил Антонов, Подмосковье, Москва, 22.6.96

«все наши беды – от въевшегося в нас за тяжелую российскую историю холопства. Холопское мышление, не ведающее иных форм существования, кроме как под чьим-то сапогом, не ценящее свободы, приспосабливающееся к униженному состоянию лишь двумя способами – угождением этому "сапогу" и при возможности хитростью, обманом властителя, не могло выработать представления о другом порядке, кроме устанавливаемого насильственно... я имею в виду, когда вслед за Ключевским говорю об укоренившемся у нас холопстве, о диктатуре как "народной мечте"?» // Александр Волков, Журнал VIP, 1.8.98; перепечат. “Дитя холопства” // Версты, Москва, 21.6.99

«того беспредельного российского холуйства, которое досталось нам в наследство и от советского и от царского прошлого» // Г. Попов, НГ Фигуры и лица N 03 (66) 08.02.2001

«Происходило то, что обычно свойственно нам, русским, воспитанным на холуйстве» // М.Н.Марамзина, Вятский наблюдатель, Киров, 10.4.98

«не с тех ли пор в наших генах заложена рабская психология, которая не одно поколение людей превращала в холуев» // А. Свиридов, Курская правда, 1.4.2000

«Да злодейский у нас народ, пора бы понять, наконец!» // М.М. Чулаки, "Под гнетом новой неизбежности" в "Неве" № 4 за 1997 год

Tags: self-hatred
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments