Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

о себя-ненависти (полевой материал, ч. 4)


В 1865 году умер наследник Престола Николай Александрович, старший сын Императора Александра II, умер от чахотки, и это большое русское горе неожиданно вызвало злую радость не только вне России, но и в самой России. Потрясённый Федор Иванович Тютчев отозвался на злобное ликование стихотворением:
О, эти толки роковые,
Преступный лепет и шальной
Всех выродков земли родной,
Да не услышит их Россия

«Как надоела всему миру своими гнусностями и несчастьями эта подлая, жадная, нелепая сволочь Русь!» // Бунин, дневник от 6 августа 1921 г.

«Ни у одной страны нет столько внутренних врагов и такого чувства самоотвращения, как у России.  И неприязнь и эксцессы гонительства, возникают именно по отношению к самому русскому культурному типу; это он обладает таинственным свойством восстанавливать своих же подданных и выразителей против существа своей же психологии и исторической темы.» // П. Сувчинский, журнал “Версты” (Париж), № 3, 1928, стр. 130

«Россия — Сука, ты ответишь и за это» // А. Синявский, в первом же номере Континента

Егор ГАЙДАР: “Народ наш ленив, вороват и глуповат, поэтому ему нужен присмотр мудрого начальника.” // РТ, Вести, 13.12.95, 20:00, цит. по бюллетеню “Новости предвыборной кампании” № 928, Агентство WPS, Москва, 14.12.1995; тж. цит. в статье А. Кузьмина, “Нижегородские новости”, 29.7.97

Егор ГАЙДАР: “Нам сегодня говорят о патриотизме люди, которые к концу своего правления вывезли из страны все золото, всю валюту, набрали долгов столько, сколько невозможно обслуживать.”  С Гайдаром согласны другие участники встречи, в том числе Александр Яковлев. Тот случай, когда старший мыслит даже радикальнее молодого. // там же, в WPS

«Гайдар еще один рецепт, напомню, предлагал. Он предложил, чтобы вымерли 60 миллионов пенсионеров, чтобы мы стали "маленькой процветающей страной, как Швейцария". Натурально, в прямом эфире у меня сказал. Я ему возразила в том смысле, что " ваше предложение убийственно". После этого меня на неделю сняли с эфира, как щаз помню.» // Ирина Мишина, ведущая программы "Время", о прямом эфире с Гайдаром зимой 1992 года

«Перед нашим Правительством стояла очень конкретная задача - в неимоверно короткие исторические сроки создать средний класс. Из какого слоя населения можно быстро создать средний класс? Из криминальных слоёв. Так везде и всюду было в истории. Поэтому наше Правительство сделало ставку на криминал.» // последнее выступление Гайдара на Верховном Совете в качестве и.о. руководителя правительства, по воспоминаниям выпускающего эфир РТР

* * *

Россия - страна, где не хватает нервов жить. Особенно остро это чувствуешь, приехав из-за границы. Или принимая иностранного гостя.

Я недавно делился австрийскими наблюдениями: там по склонам гор вместе с лихими здоровяками, наравне с ними, скользят одноногие инвалиды...

И еще про одну черту альпийской жизни нельзя не упомянуть: огромное, прямо-таки неисчислимое количество туалетов... причем заведения эти поражают российского жителя невиданной чистотой... И не хочешь, а пойдешь.

И вот возвращаетесь на родину. Туалетная тема заканчивается сразу же сама собой. Даже не обсуждаю - почему. Все ясно. Начинаются другие проблемы...

Человеческий материал

Вот мы и подходим к ответу на многие вопросы.  О людях, человеческом материале, из которого кроится наша жизнь.  О менталитете наших сограждан.  О... несвободе, в которой мы все продолжаем пребывать, поскольку эта несвобода внутри нас.

Западные славяне тянутся к Западу. Восточные – не в силах преодолеть притяжение Востока...

Повторюсь: дело не в законах, хартиях и декларациях. Дело в так называемом неискоренимом менталитете.

Маркс говорил: бытие определяет сознание. В действительности - наоборот.  Наше сознание определяет наше бытие.

Андрей Яхонтов, “Московский комсомолец”, 16.1.2000

* * *

«права человека... атакуют с самых разных сторон... вышедшие на политическую авансцену ультранационалисты и откровенные фашисты...» // С.А. Ковалев, “Слово о Сахарове”, М. 1994, с. 11

«Не менее известный правозащитник Сергей Ковалев убил Любовь Васильевну во второй раз, презрительно бросив в лицо: "Вы вырастили убийц. Я ничего не буду предпринимать для их спасения".» // Валентина Голанд, “Мать солдата”, Литературная Россия, 31.3.2000

«Спросите Сергея Адамовича Ковалева, сколько он, правозащитник, покровитель Робин Гудов, спас от их тесаков пленных российских солдат? Ответ вы вряд ли получите.» // А. Афанасьев, Литературная газета, 11.7.2001

* * *

Я обращаюсь к каждому чеченцу. Смиренно прошу у вас прощения за наши тяжкие злодеяния. За насилие, за палачество, за скотство. За попытку скрыть свои злодеяния. За попытку свалить на вас вину. За убийство вашего президента Джохара Дудаева. За все, что мерзкого и подлого натворили на вашей земле. Простите Россию.

Взяв на себя вину, надо отмаливать грех. Свой. Ельцина. России. Это грех России, наша общая вина.

И спасет нас только искреннее и глубокое раскаяние. Надо просить прощения у обиженных, чтобы хотя бы иметь надежду на это прощение.

Т.Козина, Журнал Новое время, Москва, 6.12.98

* * *

«Благодаря великолепной иллюстрации, которой "Литературка" снабдила эту мою публикацию, я оказался в славной компании. На картинке посреди моего текста изображен российский солдат, скорбящий у скромной могилки однополчанина, над ним — двуглавый орел, гордо сидящий на фашистской свастике, а симметрично по сторонам — молящиеся на эту самую свастику ангелы Божьи, приватизированные художником с православных икон. То есть и российская культурная традиция, и российская государственность, и российская армия разом оказались записаны в нацизм, в стан врагов либеральной интеллигенции.» // Вячеслав Рыбаков

* * *

«Патриотизм - это самая безответственная форма собственности. Это самая страшная форма латифундизма... В Государственной думе должен быть принят Закон против патриотов» // Андрей Новиков

«Если бы Путин начал вслух заявлять о своем российском патриотизме в гайдаро-козыревскую эпоху, он вряд ли бы пробился даже на вершины питерской власти и стал бы закадычным другом Толяна.» // Александр Ципко, Литературная газета, Москва, 19.1.2000

«Сейчас пора говорить не почему победили, а что вообще победили. После просмотра 22-24 июня TV6 возникло стойкое впечалтление, что :
а. Победили не мы
б. Эта страна сделала что-то нехорошее.» // polit.ru 25/06/2001, 14:29

* * *

Средства... гуманитарному факультету предоставил фонд Сороса. Следует отметить, что сейчас научно-исследовательская работа Ульяновском Государственном Университете в основном ведется за счет финансирования различных благотворительных фондов.

Социологи под руководством доктора наук Е.Морозова приступают к разработке темы, к которой ученые еще никогда не обращались. Называется она "Социальная наследственность". Миру известна генетическая наследственность, но мы также сталкиваемся с тем, что из поколения в поколение передаются традиции, нормы, ценности, образ жизни, привычки, методы семейного воспитания и так далее... Среди общенациональных идей о будущем России данные исследования могли бы прояснить перспективы ее развития.

Что может из себя представлять общество, где основная масса населения на протяжении тысячелетий была в положении рабов или полурабов (татаро-монгольское иго, крепостное право, социалистический строй)? А что такое этика раба? Ценности, нормы? Тема еще не разработана до конца, но уже вызывает дискуссии.

"Симбирский Курьев" N 116(1112) 11 сентября 1997г., г.Ульяновск

* * *

Царствование Романовых началось публичным повешением четырехлетнего сына Марины Мнишек Ивана и симметрично закончилось тайным расстрелом царских детей в доме Ипатьева. Именно тогда, в начале XVII века, закрылось "окно в Европу"

Дмитрия I или "Лжедмитрия", как его называют до сих пор, Европейцы... знали великолепно и оценивали высоко. Этому "помазанному на царство русскому Гамлету" посвящает Кальдерон свой знаменитый шедевр "Жизнь есть сон", а Лопе де Веге - драму "Великий князь Московский". Последнюю, написанную в 1617 году, ставили в России всего один раз, в 1911 году, на "романовском закате".

Много скелетов расставлено по семейным романовским чуланам. Еще и сейчас наша школьная история должна заглушать стук их зубов. Хорошо известно, что Петр III - "антинациональный элемент", особенно в сопоставлении с "исконно русской" анхальт-цербстской принцессой Екатериной Великой: он и Тайную канцелярию разогнал, и вольность дворянству допустил, и армию хотел реформировать на европейский манер, то есть сделать "лучше", а не "как всегда" забивать врага бессчетным числом безответных начальству рабов с "психологией победителей".

Игорь Шевелев, Общая газета, Москва, 10.10.96

* * *

в памятный для всех нас день 22 июня, отмечая своим радиообращением очередную годовщину начала Великой Отечественной войны, Ельцин не нашел ничего другого, нежели попугать нашу страну и весь мир угрозой "русского фашизма". // Виктор Кожемяко, Советская Россия, Москва, 5.1.99

Валентин Распутин: «С Ельцина взятки гладки. Его научили - он повторил. А учителя кощунственно выбрали 22 июня, день нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, чтобы еще раз надругаться даже над жертвами нашего народа в войне. Мол, положили в борьбе с фашизмом миллионы людей, а для чего положили? Чтобы прийти к фашизму. Ничего другого, мол, и ждать от этого народа нельзя, его из стороны в сторону бросает слепая и буйная стихия. Он всегда был опасен, опасен и теперь. Таким образом, ответственность за сегодняшнюю необъявленную войну, самую тяжелую и разорительную по своим последствиям, возлагается на нас, на русских. Виноват ограбленный, доведенный до сумы, оклеветанный, несущий огромные жертвы. Виноват убиваемый. А как с ним, дескать, иначе, если он несет в себе "коричневую чуму", опасную для всего цивилизованного человечества?»

* * *

«нельзя великороссам “защищать отечество” иначе, как желая поражения во всякой войне [“царизму”]», «шайка Романовых, Бобринских, Пуришкевичей», «царизм не только угнетает 9/10 населения экономически и политически, но и деморализует, унижает, обесчещивает, проституирует его» // Ленин, “О национальной гордости великороссов”, ПСС, М. 1969, т. 26, стр. 109-110

«Для социал-демократии не существует русских, польских, еврейских точек зрения, она знает только точку зрения мирового пролетарского движения» // Ленин, “Мобилизация реакционных сил и наши задачи”, сборник “Ленин-русские-евреи”, М. 1996, стр. 47

«Национальность: революционер» // Троцкий в анкете

«Если у идеи появляется национальность, то это называется погромом» // Андрей Чернов, Новая газета, Москва, 19.8.96 (о какой именно национальности идет речь, уточнять излишне)

«идеи, предложенные Михалковым, вполне в русле того "православного фашизма", против которого 20 лет назад предостерегал Андрей Синявский»

(другая статья там же:) «Разумеется, наш православный фашизм (термин Андрея Синявского) не вызывает уважения»

«В старинных русских сказках мы часто встречаем забавные обороты на тему "наши" - "не наши", "свои" - "чужие". Например, черти, в виде эвфемизма, называются словом "не наши". "А потом прилетели не наши" означает: "а потом прилетели черти". "Наши" - это единственно русские. А, скажем, немецкий дух - это чужой, это нечеловеческий дух. И не случайно в русском языке слово "немцы" означает немые, то есть не умеющие говорить по-русски, "нелюди", иногда нечистая сила. И, соответственно, "татары" - это те, кто пришел из Тартара, из ада. А мы, русские, мы светлые, мы славные, мы православные, мы славяне» // А. Синявский, "Русский национализм"

* * *

ключевые вопросы современности можно свести, я утверждаю, к следующему: за что А. С. Пушкин ненавидел Ж. Дантеса и хотел его убить?

Коротко - за то, что Д. был человеком жизни и не был обременен рефлексиями. За то, что у него все легко получалось. За то, что Д. - иностранец, ('немец', в смысле - немой, бессловесный) - хотел овладеть Н. Н. и мог легко. А Н. Н. - как бы символ России.

П. ненавидел Д., помимо прочего, за то, что сам-то он, А. С., в каком-то смысле хотел быть таким, как Ж. Д.: красивым, светским, простым и удачливым. П. тоже хотел, чтобы ему все давалось легко.

Федор Лустич, Сегодня, Москва, 14.2.95

* * *

«...Опустели по России пыточные застенки, остались без работы сотни "заплечных мастеров". Но долго еще слышались по закуткам империи стоны и крики истязаемых. Были еще и "салтычихи" с сонмом замученных крестьян» // Владимир Вербицкий, Русская пытка, Вести, Санкт-Петербург, 10.8.2000

«На смену... гербу с серпом и молотом пришел тот, под сенью которого Салтычиха истязала своих крепостных» // читатель, Российская газета, 15.11.95

«помещица Дарья Салтыкова, Салтычиха, чья жестокость к крепостным крестьянам возмутила даже царя» // Владлен Максимов, Новая газета-Понедельник, Москва, 15.6.98

«Одиозный пример Салтычихи, забившей в Подмосковье более 100 своих крестьян собственноручно, является уродливым национальным символом России» // Михаил Капустин. Поиски жертвы. Россия и евреи.  Независимая газета. 9.12.94).

«Например, крепостничество. На самом деле крепостные составляли менее четверти населенимя России, и при этом жили куда более счастливо, чем свободные крестьяне на западе Европы. Но детей в школе по-прежнему пугают Салтычихой» // Игорь Чубайс, Северный край, Ярославль, 3.8.2000

«Какая же мера презрения к России, к ее истории и народу стоит за этими поминаниями Салтычихи. Ну кто по сю пору составляет учебники нашей национальной истории, если и сейчас ни журналисты, ни даже школьники не знают, что Салтычиха была арестована, судима, сослана?.. »

Салтычиха имеет длинную историю:

«Какая вековая низость – шулерничать этой Салтычихой, самой обыкновенной сумасшедшей” // Бунин И. А. Окаянные дни. Тула, 1992, с. 64

«говоря объективно, неужели не ясно, что "христианство" Ивана IV, или Салтычихи, или Аракчеева есть не преимущество, а такая глубина безнравственности, какая в других религиях даже невозможна?» // герой в сочинении Вл. Соловьева

* * *

«Юрий Андропов, фактически через ЦКБ управлявший Брежневым и страной, не любил венгров [и] славян, а из диссидентов предпочитал “западников”, но не славянофилов... Потому Буковского обменяли на Корвалана, Синявского <…> отправили с помпой на Запад. А писателя Бородина и руководителя Христианской партии Огородникова отправили в Сибирь (там он и погиб). При этом всегда выездными были лжедиссиденты.» // А. Афанасьев, Литературная газета, 11.7.2001

«Народ у нас темный, злой, непонимающий, что хорошо, что плохо... А с какой легкостью этот народ отрекся от своей веры – сбрасывал кресты, расстреливал священников. И так же неистово стал служить новому богу.  Поэтому представление, что народ у нас душевный, народ святой – это огромное преувеличение!» // Э. Рязанов, АиФ, 1995, № 1-2, цитата не проверена, на момент составления подборки мне не было известно, что Рязанов еврей

«распускается самое скверное мещанство со всеми специфическими русскими пороками некультурности, низкопробным карьеризмом, взяточничеством, паразитизмом, распущенностью, безответственностью...» // Мартов-Цедербаум и соглашающийся с ним Олег Щипцов, “Будущее за меньшевиками”, СМ, Рига, Латвия, 9.4.99)

«лучшими истолкователями русской души сплошь и рядом выступают гомосексуалисты» // Б.Парамонов, "Время и мы", Нью-Йорк, 1993, #119, стр.175, цитата не проверена

Заглавие: “Любовь к отеческим горбам” (sic), Iностранец, Москва, 7.8.96

«[Россия] нищенствует, а потеть не желает. Деньги на земле лежат, истоптаны, а нагнуться, чтобы поднять, - лень не дозволяет.» // А.Н. Яковлев, “Культура” (Москва), 14.12.2000

«Безумный народ, добровольно выбирающий себе безумную власть; народ-маньяк с явно суицидальными наклонностями, с явной патологией, но нам-то, интеллигентам, демократам, европейцам, западникам, людям с высшим образованием, нам-то что делать?!» // Борис Стомахин, журнал “Новое время” (Москва), 6.6.99

«рано или поздно придется выбирать: жить хорошо или жить по-русски» // В. Илюшин, Тихоокеанская звезда, Хабаровск, 2.9.2000

«Наиболее искренняя форма самокритицизма – это самоубийство» // G. Benford, “Foundation Fear”, NY, 1997, стр. 46
Tags: #119, self-hatred
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments