http://www.rusk.ru/Press/Rus_home/99/Home1/home1_9.htm
* * *
Нам долго и настойчиво внушали, что патриотизм - удел недоумков и ущербных людей. С завидным мазохизмом СМИ не один год вещали о Родине-мачехе и ленивом, вечно пьяном, вороватом русском народе-рабе. Почему вся эта вакханалия вообще стала возможна?
[...]
А дети? Нынешние десятиклассники родились в 1984 году, как раз накануне перестройки. Они выросли в этом во всем, в этих потоках грязи и лжи. Дети ведь все воспринимают буквально. Им никто не объясняет, что не так уж все на благословенном Западе великолепно, что вовсе не обязательно менять наши привычки, пристрастия, образ жизни, чтобы угнаться за американской, например, мечтой.
Один мой ученик на полном серьезе, с жаром доказывал, что, если бы у русских были деньги, они все сбежали бы в Америку, а здесь их держит только отсутствие средств. Как у ребенка сложились такие убеждения? Богатые родители возят его на лучшие курорты Греции и Турции, покупают исключительно все импортное, не понимая, что тем самым безжалостно крадут у своего несчастного ребенка самое дорогое, что есть у человека - Родину. Любовь к родному краю -дорогое и трепетное чувство, очень интимное и живое, без которого человек не может быть человеком, а превращается в одержимую страстями машину потребления. Это вовсе не значит, что я призываю одевать детей в дерюжки и дальше южного берега Барнаулки никуда не возить. Но без воспитания патриотизма ребенок не вырастет личностью. Непонимание этого - громадная проблема.
В таких условиях роль школы особенно велика. И что же? Как-то так получилось, что, изгнав из школы коммунистическую идеологию, с водой нечаянно выплеснули и ребенка. А свято место пусто не бывает. Когда вместо отвергнутого Павки Корчагина предлагается не Андрей Болконский, а Арнольд Шварценеггер или Чак Норрис, то это чревато очень серьезными последствиями.
https://web.archive.org/web/20040815065822/http://www.ap.altairegion.ru/030-01/42.html
* * *
А. Григоренко, "Место у параши. Так какой у нас народ?", Комок, Красноярск, 5.6.2000
https://web.archive.org/web/20010311001824/http://www.komok.ru/statyi/56-00/vzglyad.html
Обобщенный ответ на вопрос "какой у нас народ" лично у меня - как читателя, зрителя, слушателя и т.д. - уже сложился: отсталый, ленивый, безалаберный, трусливый, нечистоплотный, вороватый, жестокий, агрессивный, темный и т.д. Как писал в начале 90-х один филолог, "нет в мире такой мерзости, которая бы не стала русской". Вообще-то, способность к самокритике считается хорошим качеством. В нашем поле она начинается с новодворского постулата "Место русских у параши" и уходит в менее радикальную, но стабильную бесконечность...
Ответ на вопрос "КАКОЙ У НАС" более-менее ясен. Заковырка есть в самом вопросе: "у нас" - это у кого?
Когда Андрон Кончаловский говорит в интервью: "на Западе нас считают ворами, мы не возвращаем долги", - то, естественно, имеет в виду не свои личные долги. Хотя сам вроде бы русский "по паспорту". Но чьи? Наши российские. По элементарной логической схеме - если я гражданин России, русский, следовательно, я - вор. Я задолжал Западу и не отдаю. (Что-то не припомню, чтобы брал взаймы у МВФ.)
Вообще между "мы", "у нас" и "я", "у меня" - крепчайшая, непробиваемая стена. Сколько бумаги извели на многомудрые статьи о том, что "в нас живет ген вековечного рабства", что у нас "от рождения недоразвито чувство собственного достоинства" и т.д. Никто, нигде и ни разу (!) не написал: "да, я раб, во мне живет ген рабства, у меня нет чувства собственного достоинства". И вышеупомянутая радикалка не осмелилась завершить мысль: "Я русская, и, следовательно, мое место у параши".
С недавних пор в интеллектуальной среде появилась мода говорить и публиковать откровенные мерзости о России и русских, выдавая их за "любовь к Отечеству без заискивания перед ним". К примеру, "это еще удивительно, что русский человек выносил в себе кое-какие высокие качества европейца, потому что раб всегда - негодяй".
Стало модным смотреть на знакомые вещи с "необычной стороны". Писатель Пьецух перечитал Тургенева, "Записки охотника..."
[Пьецух -- еврей, поэтому заметки о нём опускаются, как отражающие проявление еврейской этнонационалистической агрессии, а не русской этнонациональной себя-ненависти.]
Иногда кажется, что наши "властители дум" - это машины по сбору грязи. От обычных механических машин их отличает то, что позади первых остается чистая мостовая, а после них - еще большая грязь.
По правде говоря, ничего этого мне не следовало бы писать. Просто нужно избавиться от пагубного (для здоровья прежде всего) пристрастия к толстым журналам и солидным газетам. По совету Губошлепа из "Калины красной" - дышать носом и читать "Мурзилку". Многие соотечественники так и поступают.
Но высокие идеи, сложные теории спускаются "вниз", в массы, в виде простых чувств, мыслей, фраз. Они и становятся повседневностью.
Царю, наверное, не следовало опасаться Чаадаева. Его "Философические письма", как говорится, не для средних умов. Прокламаций из них не наделаешь. Но, если честно, я не вижу коварного, подлого умысла в том, что Чаадаева объявили сумасшедшим. Скорее это естественная реакция людей с нормально развитым национальным чувством. Петр Яковлевич создал грандиозный манифест презрения к своей родине (до ненависти она не доросла). Он презирал Россию и русских (опять же исключая себя) и еще немногих - от "а" до "я", от истории, которой по большому счету не знал, до климата. Ничего подобного европейская мысль не выдавала. Были критические взгляды на "национальный характер", но такого самоубийственного пафоса не встречалось нигде и никогда.
Так презирать свою страну и нацию может только сумасшедший. Теперь, наверное, многие не поймут, почему тогда это считалось бесспорным.
Чаадаеву костры инквизиции были милее самого прекрасного памятника русского искусства. Но Петр Яковлевич все-таки был философ, и потому оставим причитающуюся ему долю уважения. Он и не подозревал, что пройдет без малого 180 лет, и в России (в кругах далеких от интеллектуальных изысков) сформируется генерация людей, для которых иностранное дерьмо пахнет слаще русских цветов. Нередко это весьма способные люди, одержимые единственным желанием "свалить отсюда", по роду занятий, либо в силу обстоятельств не находящие себе места на "этнической родине". Есть небольшой процент, купившихся на красивые картинки (из "Непутевых заметок", например), и симпатичных дурочек, мечтающих выйти замуж за американских миллионеров (ведь их там как грязи). Есть измотанные бытом женщины.
Но основа этой генерации - люди, измученные гордыней, самой обычной по содержанию и экзотической по форме. Они обижены на судьбу, поскольку считают себя рожденными для другого, лучшего - более прибранного мира. Его не надо создавать, он рядом, можно сказать за дверью, только постучись. (Фоменко пошутил: "Выход из российского кризиса - Шереметьево II".) Но "за дверь" - и большинство из них это понимает - пустят лишь на время и не дальше прихожей... (Кстати, правильно делают. Заграница - это чужие дома, в которых живут чужие люди. Прийти к ним и попроситься на постоянное жительство, потому что свое жилье не нравится - по меньшей мере, наглость.) И потому ничего не остается, как презирать.
Беспроблемных стран не бывает, но именно в России запатентован способ психологического преодоления личных и прочих проблем - через презрение к стране, в которой они накопились. Отсюда и "страна дураков", и "задворки цивилизации", и крепостное право с ГУЛАГом как глубинные причины аварии на котельной № 2. Отсюда глумливая радость в прессе по поводу наших поражений (от футбола до войны), смакование темных страниц прошлого, жутких картин настоящего, а также антиутопий. (Некий юноша изложил на страницах "Комсомолки" свой взгляд на будущее любимой Родины: "К сожалению, нам придется стать сырьевым придатком Запада, разместить у себя самые вредные производства, но это единственный способ для великой нации не умереть от голода". Спасибо хоть за "великую нацию". Как заметил прозаик Поляков, "создается впечатление, что авторы живут в неком пространстве под названием РФ, которое достойно в лучшем случае жалости".)
Уже не вызывает массового возмущения - обыденность! - то, что в программу Познера приглашают девочку, которая "гордится, что она не гражданка России", а по ТВ крутят штатовские фильмы про русских варваров...
Чем больше презрение распирает, тем сильнее желание отдать его миру. Так возникает смрад.
Я, русский человек, в этом смраде живу. Я могу от него спрятаться, но я хочу, чтоб его не было. Нет никаких причин (реальных и мнимых) для того, чтобы он был. Я не вижу на лицах прохожих следов вырождения. Уже одно это обстоятельство дает желание жить...
Я не реликтовый идиот и не считаю, что "Москвич" лучше "Мерседеса" только потому, что он - наш, домотканый. Просто я спокоен тем, что знаю: кое-что мы делаем не хуже, чем они свои "Мерседесы". Я никогда не считал свою страну отсталой, просто моя страна сейчас не в лучшей форме. С кем не бывает...
И еще вот что... Я хочу, чтобы меня прекратили изучать, в особенности то, чем я отличаюсь от "нормального человечества". Пусть некоторым это покажется странным, но у меня нет рожек, хвостика и копыт. Ненавидеть свою страну - нерационально; в квартире, с которой связаны дурные "воспоминания", ремонт делать не очень-то хочется.
* * *
русский бандит, русская проститутка, русская безалаберность и ... русский фашизм
Отношение к слову "русский". Тогда его очень быстро заменили его на "советский". Цель была такова: отрыв народа от национальных корней и уничтожение русских как этноса. Язык демократа то же слово "русский" не выговаривает. Появились "русскоязычные" и "россияне". Применяются эти слова с той же целью: изменить само название нации, прервать связь времен. Всем понятно, что татарин или бурят себя россиянином называть не будет, и от него этого и не требуют. // (ссылка утрачена)
«Поделюсь безотрадным наблюдением: понятие "русский" мало-помалу приобрело в нашей демократической и либеральной печати сомнительный, если не прямо одиозный смысл. Исчезает само это слово. Его стараются избегать, заменяя в необходимых случаях словом "российский", как несколько ранее словом "советский". Это понятно для государственного употребления, когда подчеркивается многонациональный характер страны, где помимо русских живут и отстаивают свою культуру и язык татары, башкиры, якуты, калмыки и другие народности. Но огромный народ, искони говорящий на русском языке, имеющий свою историю и культуру, свой "этнос", сильно влиявший на всю культуру мира, - куда он исчез? Почему, скажем, даже в библиографических списках "Книжного обозрения" пропал раздел "Русская художественная литература", замененный странным словосочетанием: "Общенациональная художественная литература"? Что это значит? Чья "общенациональная"? Или почему в газетах для обозначения русского населения в странах Балтии или на Украине упрямо фигурирует шершавый термин "русскоязычные"? И кому в голову пришло для обозначения тех же русских, ставших беженцами вследствие ущемления их гражданских прав, называть их "этнические россияне"? Государственные соображения? Но никто из англичан не говорит о себе: "Мы - великобританцы". И не слыхать, чтобы американцы называли себя "соединенно-штатцы"... Банально повторять, что нация - это не кровь, а прежде всего традиции, верования, образ мыслей. И пока мы стесняемся слова "русский", американцы спокойно употребляют его для обозначения поселенцев из России на Брайтон-бич. Большая же часть демократической прессы - будем откровенны - к понятию "русский" прибегает лишь тогда, когда имеется в виду разоблачительный эффект.» // Владимир Лакшин, НГ 27.10.2000 (запись 17 марта 1993)
«Быть может, все-таки мы заблуждаемся, и эта безжалостная критика всего "русского" затеяна из педагогических соображений, ради нашей общей пользы? Из педагогики, впрочем, известно: заплевать, задразнить, унизить - вовсе не значит помочь освободиться от недостатков и пороков. Если твердить человеку, что у него ужасный склад ума, нелепый характер, чудовищная наследственность, не надо ждать благого эффекта. Бывает, напротив, что воспитуемый такою методою пойдет вдруг колесом и неведомо что способен натворить. Оценка свойств натуры - личности ли, нации - таким образом не нейтральна: она сама есть некое действие, и нередко разрушительного свойства.» // Владимир Лакшин, НГ 27.10.2000 (запись 17 марта 1993)
«У нас ведь, как известно, русских больше нет. В Российской Федерации им приказано быть россиянами, в остальном зарубежье - русскоязычными. Ну ладно бы только это. При этом почему-то есть "новые русские". Вероятно, потому, что они в основном нерусские. Наша славная академия наук - Российская, но - только что видел в рекламе на канале НТВ - "Русская академия развлечения". Честно говорю, не знаю, коллеги, что это, но видел. Вот именно тут появляется слово "русский".» // НГ-Сценарии, 16.5.2001
* * *
КК дневник 14.8.2001
Свежий номер Газеты.ру.
Заголовки. Только заголовки:
В Москве расстреляны двое мужчин В Чечне разбился Ми-8, трое погибли В центре Москвы сгорела химлаборатория Моисеев получил 4,5 года тюрьмы ИРА отказалась разоружаться
ГЛАВНОЕ
11:37
Владимир Путин отлетался
СПОРТ
17:00
Последнее слово сборной России
ПОЛИТИКА
15:57
Электронных разведчиков поувольняли по указанию Волошина
ОБЩЕСТВО
14:35
Дипломату-шпиону скостили срок втрое
БИЗНЕС
13:38
Ту-154 подтверждает дурную славу
16:01 – 17:43
В Чечне разбился Ми-8, трое погибли
ХРОНИКА ДНЯ
17:39
В результате наводнений на юге Филиппин погибли около 20 человек
17:10
В результате падения Ми-8 в Аргунском ущелье 3 погибли, 7 ранены
17:02
В Греции мужчина из охотничьего ружья застрелил троих человек
16:41
Из Северной Кореи в Южную сбежали 13 человек
16:21
В Индии террористы взорвали бомбу в поезде
16:19
Red Hot Chili Peppers испугались арабских террористов
И на фоне этого непрекращающегося ужаса, ужаса, ужаса, ужаса, ужаса - единственное светлое пятно, единственная хорошая новость, в самом низу страницы - капля мёда в бочке дёгтя:
16:11
Британские стриптизерши задумали побить «русский рекорд»
Я не поленился посмотреть саму новость:
Британские танцовщицы решили побить недавно установленный русскими девушками мировой рекорд по непрерывному эротическому танцу вокруг шеста и установить новый. Во вторник 30-летняя Франческа и еще три девушки, лучшие танцовщицы страны, начали, возможно, самое долгое эротическое представление в одном из ночных клубов в центре Лондона. //Reuters
"Ну хоть здесь всё в порядке".
* * *
«Антисемитизм страшен не только тем, что он направлен против евреев. Но и тем, что представляет собой универсальную ксенофобию (именно поэтому антисемитизм, кстати, нельзя приравнивать к "русофобии" - у них совершенно разное происхождение). Предметом ненависти антисемитов является свобода человеческая как таковая. Еврей для антисемита - это метоним (метафора) свободной личности, не вписывающейся в установленный "порядок". Вот почему ненависть в отношении еврея всегда имеет продолжение в ненависти в отношении к интеллигенции. Каждый свободно мыслящий человек в имперской стране невольно начинает ощущать себя евреем.» // А. Новиков, журнал “Новое время” (Москва), 6.6.99
Ср:
Универсален не человек вообще, универсален только еврей.
Итак, Просвещенческий либерализм есть ценность, которая для еврея имеет как универсальные, так и еврейские стороны. Это попытка достичь универсальности для евреев, а не для людей.
* * *
«оставить "на месте России пепелище, тайгу, братскую могилу", если россияне вновь проявят симпатии к социализму или вздумают вместе с другими воссоединиться в новый Союз, ведет речь о целесообразности оккупации России и т. п. По тому, какое внимание уделяет телевидение В. Новодворской (нет ни одной "демократической тусовки", куда бы ее не пригласили), очевидно, что она там не случайный человек, что она выполняет важную миссию, озвучивая какие-то заветные идеи подлинных хозяев телевидения.»
«В прошлом году в программе "Пресс-клуб" известный телеведуший прямо предлагал "заменить" (!) "этот народ", поскольку он не способен осуществлять демократические реформы и чувствует себя свободным лишь тогда, когда пьян". "Ведущий историк" заявляет, что "в душе каждого русского бьется ментальность раба". "Ведущая журналистка" "комсомольской" газеты фарисейски скорбит о том, что этот народ "хуже других народов", и т. д. и т. п. Поток этой расистской мерзости неисчерпаем!.»
«Ведь не на московской кухне, а по Центральному телевидению прозвучало: "Россия не выживет, если не ввести оккупационные войска".» // Юл. Тюхов, "Остановить кампанию ненависти", Советская Россия, Москва, 23.3.96
* * *
Мерило человека - отношение к родине и народу? Сегодня это кажется таким старомодным. Теперь поют песни, где "родина" рифмуется с "уродина", печатают статьи, где Россия - "нищая старуха", а уж о любви к народу говорить - и вовсе моветон. Известный литератор пишет статью "Хроника безвременья". Хроника почерпнута из газет и, разумеется, исключительно разоблачительного толка: убийства, самоубийства, воровство, разгильдяйство и т.д., и пр. И вывод: народ плох. Но ведь даже при нынешнем характере масс-медиа можно при желании выстроить другой ряд: взял на воспитание сирот, спас лес от пожара, да просто прожил честную трудовую жизнь - и что, сделаем другой вывод: народ хорош? Включаю телевизор - и первое, что слышу: "Ныне, когда народ безмолвствует..." И это в то время, когда идут голодовки, забастовки, а явка на выборы опрокинула предсказания социологов!.. Будто "не ныне" у нас было сплошное народное вече... Зачем так? А незачем! Это ж постоянная присказка иначе какой ты прогрессист? Вчера клялись родиной и народом, сегодня - клянем их. <…>
У меня давно лежит на столе письмо, пришедшее в "Общую газету", от читательницы Евгении Калины... "Я поняла еще в школе, что живу в стране исключительных безобразий"... кончается письмо так: "Россия - ты моя Родина. Родина-уродина! Если б ты была человеком, то я бы дала тебе веревку, чтобы ты быстрее повесилась!!!"
Что многих заставляет если и не желать родине смерти, то слать ей проклятия, хулить ее поелику возможно или просто взирать полунасмешливо-полупрезрительно на "этот народ", на "эту страну".
Инна Руденко, Общая
газета, Москва, 5.9.1996
* * *
Сестра рассказывает... “Я в Германии вспомнила, как мне было стыдно в Москве. Я в школе исподтишка радовалась, что Лидия Васильевна ошибкой вписала меня в журнал - "русская". Фамилия-то на "ов" - вот она и написала. Я думала: какая же она добрая, что не написала "еврейка"! Представляешь, какой стыд? Я и всю жизнь тайком радовалась, что наша фамилия скрывает нашу национальность - вот стыд!
Мне стыдно за мой стыд - называть имена дедов: Моисей Яковлевич и Лев
Аронович.
Вениамин Смехов,
Независимая газета, Москва, 18.12.91
* * *
«По своей пафосной эмоциональности, пещерной наивности, пузатости, поведенческой неуклюжести русские... прямо противоположны большому эстетическому стилю Запада»
«в сознании Запада, после развала СССР, русские заново оформились в образ врага, но уже не идеологический, а эстетический, менее опасный, более смехотворный. В сравнении особенно с эксцентричной, взвешенно заикающейся “The cool Britania” в интерпретации нынешнего британского премьера, мы – нервная, дергающаяся, застенчиво-нахрапистая масса. Нет среди белых людей в мире больших анти-”кулов”, чем русские.»
Виктор Ерофеев, “Общая газета”, 29.7.99
* * *
«Александр Зиновьев жестко высказался: стреляли в коммунизм, а попали в Россию... Трудно сказать, куда метил Зиновьев, но масса других волонтеров под видом борьбы с коммунизмом стреляла именно в Россию.» // А. Афанасьев, Литературная газета, 11.7.2001
* * *
"Прогулки с Пушкиным"... Это произведение написано именно для того, чтобы оскорбить всех, кто относится к Пушкину так, как относятся все русские люди. Разве не очевидно, что, написав: "Пушкин одной рукой ковырял в носу, а другой писал стихи", автор делает попытку связать с образом Пушкина нечто нечистоплотное. Вся книга работает на то, чтобы убрать Пушкина с того особого места, которое он занимает в русском национальном сознании.
- Вашей "Русофобии" в этом году исполняется 20 лет, вы говорили, что прошедшие годы добавили много аргументов в пользу вашей правоты. Приведите несколько примеров.
- Тогда я реконструировал то странное мировоззрение (русофобию) по редким произведениям, ходившим в самиздате, как реконструируют по костям динозавра. Сейчас у меня впечатление, что мы живем среди этих динозавров и они нас едят. Ситуация изменилась радикально во всех отношениях. Работы, которые я анализировал, тогда существовали в единичных экземплярах, теперь все они изданы массовыми тиражами, распропагандированы как великие произведения. Из появившихся за это время оценок России: опасна для человечества, как атомная бомба; зачата на насилии и предательстве от кочевника-разрушителя; никогда не жила и не хочет жить по законам; расплывшаяся баба, которую не способен сексуально удовлетворить ее слабосильный муж (он же - сын) - русский народ; тюрьма в России больше, чем тюрьма, несвобода у нас в крови. О народе: не люди, но и не звери, между человечеством и фауной; рабское долготерпение, поражающее до сих пор нормальных людей.
По телевидению была показана сцена: приведена свинья, якобы символизирующая Россию. Она зарезана и разрезана на куски, которые розданы улыбающимся участникам передачи. Как директивный документ, ряд изданий обошла фотография: человек заглядывает под хвост коровы - и подпись: "Путешествие в глубь России".
Раз уж мы говорили о Пушкине. К 199-му его юбилею газета "Культура", которая рекомендуется как "газета интеллигенции", напечатала три большие статьи: одна - на тему "Пушкин и женщины", иллюстрированная тремя рисунками, на каждом из которых голый Пушкин лежит в постели с голой женщиной; другая статья на тему "Пушкин как картежник"; и третья - об Арине Родионовне, в которой доказывается, что роль няни сильно преувеличена, Пушкин, оказывается, вспомнил о ее смерти между посещением проститутки и поездкой в театр...
Я иногда думал: а не нафантазировал ли я в "Русофобии", может, такого явления и нет? Какие уж теперь могут быть сомнения!
(Фигуры и лица" (ФиЛ), электронная версия приложения к "НГ" (ЭВФиЛ). Номер 001 (22) от 11 января 1999 г., понедельник. Полоса 3.)
* * *
egmg пишет (13.8.2001):
http://www.livejournal.com/talkread.bml?itemid=8743215
Я долго задавалась вопросом, почему русские так не любят друг друга. Любые греки, турки, завидев соотечественника где-нибудь вне дома, кидаются ему на шею с лобзаниями. Русские, услышав русскую речь заграницей, стараются отвернуться, а то и перейти на другую сторону улицы. Мой брат говорил, что и в армии так - все национальности чтут землячество как братство, держатся вместе, вступаются друг за друга и т.д. Кроме русских.
Почему мы не любим друг друга en masse? Ведь конечно, кое-кого из нас все-таки любим, но это скорее исключение.
* * *
НЕДАВНО по телевидению прошла в записи трансляция концерта Михаила Задорнова, приехавшего на гастроли в Челябинск. ... на этот раз что-то в выступлении сатирика меня насторожило. В его поведении на сцене, в акцентировке слов чувствовалась какая-то обозленность; недовольство зрителями доходило порой до неприличия. Он то и дело обращался к ним с репликами такого рода: "Уральцы, вы чего не смеетесь - замороженные, что ли?.." Или: "Не поняли? Повторить, что ли?.. Нет, нет - вот сейчас смеяться рано..." И т. д. и т. п. Привычного контакта с залом явно не было. В чем дело? Может быть, в том, что многие его фельетоны были хорошо известны челябинцам и по прошлым гастролям артиста, и по передачам телевидения. А может быть, и по другой причине, гораздо более серьезной. Думать так заставляет то обстоятельство, что публика отказывалась смеяться в определенных точках программы, а именно тогда, когда он снова и снова муссировал тему лени и бескультурья русского человека.
Вот на этом моменте я и хотел бы остановиться. Уж слишком распространилось у нас и на сцене, и в литературе, и в средствах массовой информации суждение, что русский человек ни на что не годится, что он не только лентяй, но и забулдыга-пьяница, что он анархичен и агрессивен, что у него есть один интерес в жизни - делить награбленное, и реформы у нас не идут из-за этого.
М. Задорнов... стал одним из самых заметных выразителей этой точки зрения. Когда он только начал эту тему в своем творчестве, посвящал ей одну-две репризы, все, как говорится, было в норме: зал все понимал и принимал правильно, хохотал, потому что, во-первых, смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно, а во-вторых, русский человек испокон веков отличался чувством юмора, лукавством ума и любил посмеяться над самим собой. Но когда из концерта в концерт и почти на протяжении всей программы говорится об одном и том же - уже не смешно...
Но этот ляпсус пустячок по сравнению с огрехами, касающимися существа дела - характеристики русского народа.
Самое общее место в фельетонах эстрадников (к сожалению, не только у них, но и в творчестве многих писателей, так называемых постмодернистов, в речах некоторых политиков) - лень русского человека. Мысль сама по себе неправильная и кощунственная, если вспомнить, сколько труда нужно было потратить русскому крестьянину, чтобы в наших климатических условиях вырастить урожай.
Но она вдвойне становится кощунственной, когда Задорнов обосновывает ее ссылкой на русский фольклор. С видом знатока и победителя он вещает:
«Только русский человек догадался придумать сказку про золотую рыбку... Только русские люди мечтали жить, как Емелюшка: чтобы по их хотению, по щучьему велению можно было легко и без труда добиться счастья и благополучия...» // ссылка утеряна
* * *
«писатель заявляет откровенно и недвусмысленно, что Россия - "голый король", что ничего великого в "Великой России" и в ее истории не было, более того - ее история страшна и ничтожна. "Россия - страна, не приспособленная для человеческого жилья, как мертвая Антарктида... И поделом господь наложил на нас эту страшную епитимью..." Немало и таких, кто утверждает, что "народа уже нет". А если нет народа - нет и проблемы народа. А есть лишь интересы и проблемы элиты, избранных.»
Итак, основные "параметры" рассматриваемой здесь тенденции выглядят следующим образом:
- История России страшна и ничтожна, в ней не было ничего
хорошего или значительного; советская история - движение в тупик,
сплошное "черное пятно", заслуживающее лишь забвения и проклятия.
- В основе такой истории - неполноценность, "внеисторичность"
коренного населения страны, ущербный менталитет, "рабская душа" народа.
- Нынешнее катастрофическое развитие - неизбежное следствие основных качеств народа, не принимающего, как будто бы показала история, "прогрессивные реформы", не желающего "возвращения в цивилизацию".
Откуда в России такой "энтузиазм" очернения и опошления прошлого, доходящий, по распространенному признанию, до своеобразного мазохизма? Почему потребность в критическом восприятии прошлого, прежде всего советского, приняла такой саморазрушительный характер?
Драма, разыгрывающаяся в России, - результат среди прочего грубо идеологизированного освещения прошлого страны, двойного (с двух сторон) насилия над историей. <…>
Замалчивание ошибок, просчетов, преступлений и преувеличение достижений, апологетика прошлого…
Неизбежно, что на первых этапах общественных преобразований, когда открывается возможность критического освоения и восприятия прошлого, на смену апологетике его приходит избыточный, "зашкаливающий" критицизм; внимание сосредоточивается на неизвестных отрицательных фактах истории и они, воспринимаемые остро эмоционально, начинают доминировать в общественном мнении. Но это обычно длится недолго. У нас же этот период явно затянулся.
Частично это связано с отчуждением от политической жизни (от принятия значимых для страны решений) большинства граждан, особенно интеллигенции. <…>
Все это объяснимо и естественно, но неестествен размах этого критического потока, сметающего все на своем пути: производственный потенциал, несущие структуры общества, безопасность страны, нравственность.
не менее, а возможно, более важен другой неизбежный результат насилия над прошлым: искаженная, особенно негативная картина прошлого приводит к формированию столь же деформированной нравственно-психологической атмосферы в обществе. Если история страны - цепь удручающих неудач, провалов и поражений, если великий подвиг народа под пером публицистов превращается в "неправое дело", если жители страны изображаются дебилами, рабами, дураками, если исторические лидеры страны - сборище недоумков и негодяев, трудно ожидать формирования в обществе достойного уровня нравственности.
Вероятно, нет лучшего средства лишить страну будущего, чем деморализация молодого поколения с помощью отчуждения его от истории. Айтматовский манкурт убил собственную мать. Современный манкурт может убить свою страну и свой народ.
Именно такого рода идеология и практика и восторжествовали - и, увы, не впервые - в СССР и России, о чем совершенно откровенно и поведал один из идеологов радикальных преобразований в России: "Мы... дезорганизовали экономику, государственное управление, национальные структуры". Разрушили, признает он, ничего не создав взамен.
Ю. Соколов, “Смердяков жив”, “Обозреватель” № 9, 1994
http://www.nasledie.ru/oboz/N09_94/9_02.htm
* * *
Выражение "король умер от влитого в его ухо яда" - это, типа, примитивная барочная метафора. "Яд, влитый в ухо" - типичный образ "лжи и клеветы" (было ещё хорошее слово "наушничество"). Разумеется, наушничала королева (в классической обстановке, на ложе, ночью) - и переусердствовала, сказав какую-то мерзость о человеке, о котором отец Гамлета категорически не желал слышать ничего плохого. Но всё же поверил жене, как верил всегда - и умер.
Впрочем, вполне возможно, что ядом послужила правда - она ведь тоже бывает ядовитой.
Например, признание королевы в супружеской измене.
(И те пе. Тут мыслима пиеска, пусть её кто-нибудь неленивый того-сего напишет. Или не напишет. Или неважно.)
KK.