(Возможно, это не их исключительная склонность, но наблюдение сделано над ними.)
Например, если какой-либо социальный процесс или явление имеет аспект А, то русские жж-исты регулярно отрицают, что он может иметь также аспект Б. Мысль о том, что он представляет А и Б одновременно, в их сознании не укладывается, а уж мысль о том, что оный процесс может иметь ещё множество аспектов и представлять их все, не сводясь ни к одному из них, их сознанию неизоморфна абсолютно и превосходит всяческое воображение.
Прямо соблюдающе-ветхозаветное, можно сказать, сознание: "не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе".
К примеру, кто виноват, если во время инагурации Рейгана разбился самолёт?
Очевидно, Рейган.
Не может же быть виноват механик в авиакомпании или усталость металла, и тем более не могут быть виноваты механик, усталость металла и чрезвычайные климатические условия вместе.
Есть человек (адын), есть страна.
Что в стране есть другие люди и другие связи, множественные акторы, множественные отношения и множественные процессы -- оказывается непредставимой идеей.
Или вот: кто виноват во всех бедствиях и катастрофах в России?
Ясное дело, император Николай (адын штука).
Что в России ещё кто-то был и что-то происходило помимо существования императора, помыслить не удаётся.
Или вот: если некоторые события политически представляют узурпацию власти, то они не могут одновременно социально представлять отрицательный отбор.
И это печальный и ненамеренный "улов" за менее чем пол-дня.
(В тесной связи с этим стоит невмещение сознанием количественно-качественных отношений. Например, если А не лишено недостатков, то любое Б оказывается предпочтительным ему. Вопрос о том, не обладает ли Б ещё б'ольшим количеством недостатков, не встаёт в сознании. Например, на указание социальных недостатков СССР или его национальных недостатков для русских с регулярностью следует ответ, что и в Российской Империи было не всё ладно etc. Мысль в возможности сравнения степеней неладности по величине оказывается невместимой в сознание. Инстинктивная неспособность к компаративистике связана, очевидно, с необходимостью одновременно удерживать в сознании более чем один предмет или аспект, что превышает разрядность монистического процессора.)
Посмотрев на это, перестаёшь удивляться тому, что сочинение г-на Бельтова "О монистическом понимании истории" стало библией целого поколения прогрессивной интеллигенции.
Что называется, цельное (цельно-литое) мировоззрение.
Старик Хоттабыч, сделавший часы из цельно-литого золота, явно был списан с натуры.