Сторонники договора [c Татарстаном] защищают его в парадоксалистской манере, утверждая, что он фактически ничего не добавляет к действующему законодательству. Но если это так, то в чем его необходимость?
На мой взгляд, речь идет о юридической базе суверенитета Татарстана на случай возможных кризисов в Российской Федерации.
Если вам это кажется натяжкой, начните с чтения преамбулы действующего договора, где, в частности, упоминается предыдущий договор о разграничении (1994 года) и утверждается, что он был заключен «на основе референдума Республики Татарстан, проведенного 21 марта 1992 г…». Это утверждение дорогого стоит. Ведь имеется в виду, ни много ни мало, нашумевший в свое время референдум «о государственном статусе Республики Татарстан», на который был вынесен следующий вопрос "Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?". Население Татарстана вряд ли до конца осознало вопрос, но без запинки ответило «Да» (числом более 60%).
Т.е. документ, который преподносится как совершенно безобидный, уже в первых строках содержит легитимацию референдума, который, кстати, еще тогда, в марте 1992 г., Конституционный суд РФ назвал незаконным. Готова ли Москва снова признать, что строит свои отношения с республикой на его основе? При определенных условиях это признание даст основания говорить не просто об особом статусе Татарстана в федерации, а об ассоциированном членстве в ней.
https://www.facebook.com/remizov.m/posts/1320319684761365