Посмотрел хвостик фильма про советских космонавтов. "Время первых" про Леонова.
Что сказать.
По самому телевизору. Может быть, мне изменяет память, но в прошлом тысячелетии СТОЛЬКО рекламы, кажется, не было. Ощущения - как будто ты пытаешься любовью заниматься, но регулярно звонит телефон, и трубку надо брать обязательно. Ну так же нельзя, братцы. Это [...] какая-то. Если бы показывали лекцию по матанализу, то паузы были бы уместны, но тут вроде как кино же? То есть смысл - получить удовольствие? Ё-мой, чтобы получить удовольствие в таком формате, нужно быть железным пидором без страха и упрёка. А я - не такой.
По фильму. Я смотрел только хвостик, но ex ungue leonem.
У меня сложилось чёткое впечатление, что "Время первых" - это вообще ВЫСШИЙ КЛАСС, который в принципе может дать россиянский кинематограф. Говна почти нет. Все неудобные места зашпаклёваны. В частности, нет никакой карикатурной "антисоветчины" (на ней советские особенно прокалываются). Советская власть показана как жёсткая и солдафонская, но зато сильная, ресурсная. И желающая, в общем-то, понятных вещей. Солдафоны - не кривоногие карлики с червями в черепе (какими они реально были), а высокие красивые офицеры в голливудском стиле. Ну а Королёв - вообще какой-то шестидесятник с внешностью и повадками режиссёра из театра "Современник". Есть действие, есть драма. Конечно, не обошлось без обычных россиянских штампов с бегающим по траве мальчиком и прочей пошлятины, но такая дурь и в Голливуде бывает, знаете ли. И вообще - ну вот видно, что старались.
И при всём при том - какое-то убожество, кривая неумелость во всём. Я смотрел и представлял себе голливудский вариант того же самого - [...]! [...]! [...]! я прямо-таки видел кадры нормального американского фильма, просвечивающие через этот капустник. О, КАК бы Они это сняли!!!! Божественная, сверхбожественная "Гравитация" вспоминалася мне - и я понимал, насколько ЖАЛКИ все попытки советских-постсоветских товарищей что-нибудь "снять", "сыграть", "изобразить". Это какие-то слепоглухонемые. Да голливудские актёры третьего состава БОГИ по сравнению с этими липовыми болванами. Я не говорю об операторской работе и спецэффекта, это вообще за пределами всего. Да что там Голливуд! индусы сняли бы на три порядка лучший фильм. Даже если бы напихали туда песен, танцев в невесомости со слонами и т.п. А голливудцы - если бы сделали Леонова чёрной лесбиянкой, всё равно было бы БЕСКОНЕЧНО ЛУЧШЕ. Но вот эти "наши"... Кривые жалкие индюшата с переломанными лапками и красными соплями под клювом. И они ещё чего-то пищат. И пытаются делать то, на что у них не хватает... нет, не денег, нет, даже не умения... чего-то ОСНОВНОГО И ГЛАВНОГО, что вообще делает человека человека и артиста артистом. НИЩАТКО.
И ведь что интересно. Смотришь тарковский "Солярис" и понимаешь, что это - да, КИНО. Настоящее вполне. Ну да, старенькое, ну да, "с тараканчиками", но - кино. Голливуду уступающее только в бюджете и актёрском умении. Но вот этого ощущения позора и нищеты внутри кадра - нет, этого нет.
Я стал думать, отчего это так. И понял: дело даже не в разворовывании денег, не в режиссёрской неумелости, не в пизюлемордости актёров и т.п. "Наших" держит СТРАХ. Они очень боятся, как бы чего не вышло. Ни одну идею не доводят до конца, потому что везде им мерещится "низзя".
Ну вот например. Сделали из Королёва гуманиста-шестидесятника, а из советских военных - натовцев-красавцев. Это абсолютная историческая неправда, но если уж пошли по этому пути - идите до конца. Наденьте на Королёва импортный белый пиджак с кожаными рукавами, жёлтую водолазку - а лучше оранжевый галстук с болтающимся узлом. И авторучку ему в карман. Чтобы он выглядел среди серого мундирного царства как жук в муравейнике. И пусть себя ведёт как "творческая интеллигенция", раз уж так. Например, чтобы в его речи всё время - цитаты из запрещённой литературы проскакивали. А военного мужика, раз уж нашли длинного и с симпатичным лицом - тоже отработайте до конца. Пошейте ему мундир отлично сидящий, и пусть в глазах его будет лёд, а разговаривать с Королёвым он должен с интонацией "мы с тобой разговариваем, пока не поступил приказ ломать тебе кости". Если встревоженная тётка ложится в постель (с ребёнком), она должна быть в ночнушке, а простыня - мятой. Ну вот просто КАЖДУЮ СЦЕНУ СДЕЛАЙТЕ НОРМАЛЬНО. На это есть все, абсолютно все ресурсы, здесь не нужна сверчеловеческая голливудская машина образом, просто ПОДТЯНИТЕСЬ. У нас ведь зритель неизбалованный, он все огрехи простит, он любую хоть сколько-нибудь нормальную работу на щит подымет и будет любить десятилетия.
Но нет же. У них даже до того доходит, что Королёв просит принести стопку "чего покрепче" - и не пьёт, "не показали". Я, правда, вроде бы что-то слышал, что нынешние цензурные уроды запретили пить в кадре, но тогда уж уберите всю сцену, так же нельзя.
Но у них именно так. Во всём.
Фу.
На мой взгляд, продукция российский кинематорграф представляет несъедобный продукт именно по названной причине -- СТРАХ. Производители (режиссёры, продюсеры и далее по всей цепочке) боятся быть собой, быть вообще чем-то.
Их выученная вторичность и пятисортность.
И даже на актёров в 80+% случаев смотреть невозможно по этой причине: пустое место пытается что-то изображать, но выходит пустое место.
* * *
Простейшая иллюстрация на одном только примере из области даже не "дважды два", а совершенных азов:
http://oboguev.livejournal.com/3803390.html
для сравнения Голливуд:
http://oboguev.livejournal.com/862353.html
Это не значит, что всё должно делаться так грубо, но они даже в разделе "грубо" на тройку с минусом натянуть не могут.
Рождённый холуем для чистки чужих сапог снимать кино не может.