Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Виктор Арнаутов, основатель Капреализма

 

 

Поднимающийся в Сан-Франциско на телеграфную башню, – одну из главных тамошних достопримечательностей, – испытывает мучительное дежа-вю.

Вся башня изнутри покрыта большими фресками и мозаиками, изображающими жизнь капиталистического общества 20-30-хх гг. (а отчасти, несколько более раннего).  Утружденные рабочие у станков (когда сосредоточенные, когда мрачные), напряженно трудящиеся предприниматели-финансисты и заводчики, мальчики-разносчики газет на улицах, маклеры, женщины из трудящегося класса, публика в кафе или сверяющая биржевые сводки, физик-изобретатель Майкельсон с приборами в руках и орлиным взором...  Словом, совершенный, подчеркнутый реализм, но над которым веет дух жизненной силы, стратегического оптимизма и утверждения труда.

Тот же, один в одно, что соцреализм, но на материале капиталистического общества.  Изображается не один рабочий класс, но в тех же точно тонах – и буржуазия, а также иные общественные слои и срезы.

Совершенно убивает, что изобразительная, художественная стилистика, и пафос – практически те же, что у Дейнеки и Петрова-Водкина.

Только “идеологическое содержание” другое.  Не “противоположное” (ибо рабочие и первомайская демонстрация тоже есть), а именно что другое – позитивно охватывающее всё общество.

Чистой воды капреализм.

* * *

Ситуация проясняется, когда взгляд падает на табличку: “...Фрески выполнены группой художников под руководством Виктора Арнаутова.  1933.”.

* * *

Т.е. этакий метеор, вырвавшийся за пределы социалистического мира и показавший, что можно делать теми же художественными средствами, но...

Невольно думаешь: не случись революция, Дейнека и Петров-Водкин рисовали бы такие же точно картины про Россию.

* * *

В сентябре, проходя по каналу Грибоедова мимо художественной лавочки (около Дома книги), скользнул взглядом по окну, и прочел на обороте прислоненной к стеклу картины: “Виктор Арнаутов, американский художник, 19..-1974” 

[за даты по памяти не ручаюсь, а в словарях Арнаутов не значится].

* * *

Из всех фресок, в сети отыскалось только несколько фотографий; не самых, увы, характерных...

Сбор апельсинов рабочими на плантации
На фабрике
 
 
Домашняя сцена

Еще одна нашедшаяся в сети фреска Арнаутова:

Фрагмент фрески восточной стены
Крепостной Часовни Сан-Франциско.
Автор - Виктор Арнаутов.1934 год

В левом верхнем углу - Резанов,
Кончита и дон Хосе.

 

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments