Чтобы не потерялся, копирую.
Интерес к личностям Сталина и Грозного не носит характера новизны, сколько я себя помню, такой интерес был всегда. Как, впрочем, и интерес к другим «гениям», в разной среде и в разное время это были разные гении, но жить и не думать о гениях, советский человек просто не может.
Почему так произошло? Все очень просто. Желание быть гением - это специфический советский невроз. Советское общество было атеистическим не на словах. Если нет Бога, если нет души, то человек конечен.
А человеческое существо не может смириться со своей конечностью. А как жить вечно? Стать гением, гениев помнят всегда. Я знаю, что кому-то в это трудно поверить, но размышления о гениях, разговоры о них, это постоянная часть советского «пейзажа». И думали и говорили об этом во всех слоях общества.
Пересмотрите хороший советский фильм «Ко мне, Мухтар». Там обычный мент рассуждает на ту тему, что вот есть великие люди, к примеру, конструктор Туполев или писатель Шолохов, вот им все - слава и почет и т.д.
Все жили в тени «гениального Маркса», который все познал и открыл законы развития общества, «гениального Ленина», который совершил революцию и начал строить «новую формацию». И здесь же был «гениальный Сталин», без которого все бы погибло, не выиграли бы войну и т.д.
И этот культ гениев был не только следствием советской пропаганды, хотя она имела определяющие значение, а просто нужно было чем-то заполнить пустоту жизни.
Фактически в СССР создали пантеон новых богов. Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин, Петр Великий и Иван Грозный. Этот пантеон каждый дополнял, как мог. Одни добавляли великих физиков, кто Курчатова, кто Ландау. Другие добавляли великих писателей.
И таким образом мир делился на бессмертных и обычных людей. Обычные советские люди не могли стать гениями и бессмертными, но могли любить этих гениев и поклоняться им, как идолам. У каждого советского был такой свой идол. Иногда его фотографии весели в комнатке советского человека. У некоторых и до сих пор висят.
Я, например, общался в 80-е годы с молодым человеком, в комнате которого висел портрет Дзержинского. Но это даже тогда было экстравагантно.
Объяснять советскому человеку, что его гений, его идол такой же смертный со всеми слабостями человеческими, дело бессмысленное, ибо речь идет о божествах.
Какой-нибудь наш предок ходил молиться и разговаривать к духам, падал ниц перед колодой или дубом, или горой, или даже лягушкой. А советский человек падал ниц перед своими богами. И падет до сих пор. Это вера. Это стиль жизнь.
* * *
Кто такие - Грозный и Сталин? Обычные люди. Необычными их сделала власть, безграничная власть, которая оказалась в их руках. Если советскому человек сказать, что его идолы обычные люди, он не поверит ни за что! Хотя встреть он Ивана Грозного и Сталина в своей жизни, как рядовых людей, то едва ли бы он стал общаться и дружить с этими персонажами.
В качестве соседа лучше Сталин, чем Грозный. Маленький, мрачный грузин был бы тихим соседом, я думаю. Хотя мог потом обнаружиться в качестве тайного кукловода, мог вполне ограбить банк с помощь хакеров и прочее.
А вот Иван был здоровым мужиком, буйным, сильно пьющим. Ну Сталин бы всякие видеокамеры поставил со своей мнительностью, а вот Иван был бы реально опасен. Он не настолько храбр, чтобы драться и подставлять под удары свою физиономию, поэтому выходил бы ежедневно гулять со сворой злющих ротвейлеров. И наслаждался бы страхом прохожих.
Короче, никто из нормальных людей не захотел бы видеть в качестве соседей Сталина и Грозного, как минимум, радости бы от этого не получили бы никакой. И никому бы в голову ни разу не пришло бы, что живут они рядом с «гениями», настолько обычно-неприятными были бы эти персонажи.
Как у каждого обычного человека у Грозного и Сталина был период в жизни, который можно назвать кульминацией жизни. Для Грозного и Сталина это были периоды, когда они достигли много в политической карьере, но при этом еще не стали преступниками по отношению к своим соратникам. В этот период они были счастливыми людьми.
Этот кульминационный, счастливый период в жизни и у Грозного и у Сталина был связан с женитьбой. Грозный в 16 лет женился на Анастасии, и он венчался на царство. Сталин вошел в элиту партии большевиков и женился на Надежде Аллилуевой.
У Грозного на время кульминации его жизни приходиться пик и его политических успехов, а у Сталина пришлось восхождение к неограниченной власти, но по-человечески счастливы они были именно в это время.
Грозный и Сталин только «набирали очки», только усиливались в этот период.
Грозный взрослел, Старин научился убирать противников чужими руками.
Что-то же произошло потом, что послужило причиной массового террора, причиной того, что Грозный и Сталин начали уничтожать невинных людей, своих соратников, применяя при этом страшные пытки?
Если мы посмотрим на историю непредвзято, то увидим, что никакой объективной причины для этого не было. Я думаю, что причиной ужаса и несчастий, которые были обрушены на народ, явились смерти жен Грозного и Сталина.
Как это связанно в реальной жизни, смерть жен тиранов и кровавые расправы? В реальной жизни это ни как не связанно, а вот в психике этих персонажей связь самая прямая.
Я, разумеется, не претендую тут на то, чтобы все поверили в мою версию, но сам я убежден, что все так и было.
* * *
Ивану Грозному, конечно, не повезло, как человеку. Он родился сыном государя, и сам стал в три года государем. Это тяжкий труд и тяжкая ноша - быть государем.
У Грозного была плохая наследственность. Курбский не был генетиком, но был уверен, что виной тому была бабка Грозного, византийская принцесса Софья Палеолог.
В этом есть доля истины, ибо выродившийся род византийских императоров не мог дать уже ничего хорошего. Некоторые историки обратили внимание на то, что Иван все время боялся отравления и прочего, хотя для династии московских князей эти вещи были нехарактерными.
Кроме Ивана у государя Василия III был еще один сын, больной и недееспособный Юрий, глухонемой идиот. Формально он долго правил на пару с Иваном. И у самого Ивана были проблемы с детьми. Федор страдал слабоумием, Дмитрий эпилепсией.
И когда Иван в двадцать три года тяжело заболел, то возникли проблемы с принесением присяги его малолетнему сыну. Не нужно думать, что тогдашние люди были глупее нас. Отнюдь. Они знали цену и Ивану, понимали хорошо, что лучше сменить этот род на другой. Хотя определяющими побуждениями не оставлять сына Грозного у власти были причины иного порядка, но и вырождение рода было налицо.
Сам Иван был человеком специфическим. На детский период его царствования приходится довольно много казней и расправ. Иван был садистом, но это свое качество он мог проявлять на ком угодно, не обязательно на боярах. ( В детстве он мучил собак и кошек)
Я думаю, что прав историк Р. Скрынников, на сегодняшний день один из лучших знатоков шестнадцатого века, когда пишет о том, что в этих расправах главную роль сыграл не сам подросток Иван, посылавший людей на смерть, а люди из его окружения. Руками садиста-мальчишки они сводили счеты друг с другом.
Иван был внушаемым, управляемым, но и самодуром, одновременно. В течение всей его жизни рядом с ним были фавориты, которые направляли царя в нужное для себя русло. Не всегда это были плохие люди. Как раз в рассматриваемы нами период с момента венчания Ивана на царский престол в 16 лет и до смерти его жены Анастасии, такими людьми были митрополит Макарий, Адашев, Сильвестр, и Анастасия.
А в конце жизни таким фаворитом стал мудрый Борис Годунов.
Царь был внушаемым, и в какой-то момент это сыграло положительную роль. Священник Сильвестр стал духовником царя и формировал его личность, начиная с ранней юности.
Сильвестр был из Новгорода. Кстати, по поводу «плохого и сепаратистского» Новгорода. Пример Сильвестра показывает, что Русь была единой в духовном плане.
Сильвестр был беден и никогда не использовал свою близость к царю для личного обогащения. По психологии своей он был типичным фанатиком, православным пассионарием, именно такие люди и создавали Московскую Русь.
Так чему же учил Сильвестр Ивана? Сильвестр был мистиком, он не на основе логики или фактов, а на основе религиозной интуиции был убежден в великой миссии Московской Руси. И пытался передать эту свою убежденность юному царю. Миссия Руси заключался в том, чтобы объединить весь православный мир в духовном плане, и вернуть Русь к границам Древней Руси в политическом плане, вернуть ей былую мощь и влияние.
В числе прочего Сильвестр объяснил царю Ивану божественную природу царской власти. По публицистике того времени мы можем судить, как понимали современники Грозного суть божественности царской власти. Царь должен служить народу, должен быть объективен, должен выполнять свою миссию лидера православного мира.
Сам же Иван с удовольствием ухватился за идею свой божественной власти. Но понял он это вульгарно и примитивно, понял себя, как часть Бога. И отсюда сделал вывод, что ему дозволено все. И внутренний его разлад произошел как раз на этой почве. Раз ему дозволено все, то почему он должен руководствоваться чем-то кроме своих желаний, прихотей, пристрастий? Если все это есть выражение воли Божьей?
Но пока он не восстал против русского мира, все шло отлично.
Московская Русь к середине ХYI века была страной окрыленных людей. Все происходило, как в сказке. Власть Орды превратилась в тлен. Московская Русь стала сильным государством. Мечты многих поколений русских стали явью.
Вот что писал о русских тогда чрезвычайный посол Священной Римской империи Принц Даниил: « Народ Московский по природе своей горд и надменен; так как своего князя они предпочитают всем государям, то и себя также считают выше всех народов. Нередко, преступая пределы истины, чрезвычайно превозносят все свое...»
И удачный поход против Орды, взятие Казани было отсчетом нового века, века Руси, так казалось людям того времени. Современник описывал, как русское войско входило в Москву после захвата Казани, это было великое ликование, думаю, вполне сравнимое с 9 мая 1945 года.
Хотя менее всего это было местью конкретным татарам.
Русские политики из рода Александра Невского и Ивана Калиты никогда не чувствовали себя частью Орды, наследниками Чингисхана. В «Повести о князьях Владимирских» была изложен взгляд, правящей русской элиты, на свои корни. Московские князья выводили свой род от императоров Римской империи, что, кстати, даже формально было правильно.
Но дело не в формальных вещах, а в самоидентификации. Нигде и никогда русские владыки не называли себя наследниками Чингисхана, хотя и здесь родословная у них была подходящая. Русь числила себя христианской страной, более того, претендовала на первое место в христианском мире.
Что потом и будет подчеркивать Грозный в своих посланиях западным лидерам, как мы сейчас бы выразились. Но то, что Иван выражал со свойственным ему хамством, то было выражение общего самоощущения русской элиты. Ощущение своего первенства.
Но, тем не менее, русские отлично изучили татар за двести лет. Русские администраторы и полководцы вовсе не занимали местью татарам, хотя такая месть в отношении грабителей была бы справедливой.
Русские выстраивали новую систему взаимоотношений с окружающими их народами, как раз на отрицательном татарском опыте. Они несли народам не иго и ярмо, как татары, а освобождали их от ига. Так русские администраторы поступили с народами Поволжья, которые были измучены татарским господством.
Так поступили и с самим татарами. Ибо развивайся все по плану, то взятие Казани и не понадобилось бы. Казань некоторое время возглавлял хан, союзник и вассальный феодал Москвы. Но он не справился в полной мере со своими задачами. И был послан в Казань воевода из Москвы, чтобы уже осуществлять прямое правление. Это вызвало восстание части татарской знати, а только потом последовал уже не демонстративный, как раньше, а реальный поход на Казань и ее захват.
Но это, кстати, никак не повлияло на взаимоотношения между Москвой и служилыми татарскими князьями, для которых Москва была уже сюзереном.
И вот Иван Грозный вознесен этой победой огромного национального масштаба на волну славы. Сам воином и полководцем не был, но вся слава досталась ему. Лишь узкий круг людей знал, что двадцатидвухлетний царь к этой победе почти никакого отношения не имеет.
Между прочим, в «народном сознании» Иван до сих пор покоритель Казани и завоеватель Сибири и т.д. Что уж говорить про те времена?
Взятие Казани привело в движение политические силы на огромном пространстве Евразии. Сибирский хан, ногайская орда, казачество Приднепровья, лидеры Северного Кавказа выразили готовность признать первенство Москвы.
Между тем, и внутри Московского государства шли реформы, которые в итоге могли бы превратить ее к концу ХYI - началу ХYII века в сильное государство.
Не нужно думать, что вот молодого царя окружали только вошедшие в возраст государственные деятели. Мотором реформ был Алексей Адашев, ровесник Ивана. Но век служилого человека тогда начинался с детства. Еще мальчиком Алексей вместе с отцом попадет по службе в Турцию. А много ли надо цепкому государственному уму для развития?
Все эти бурные годы в окружение царя вспыхивали конфликты, были разные точки зрения и т.д. Царь гневался на Боярскую Думу, фактически лишал ее полномочий. Были очень серьезные конфликты и в рядах Избранной рады, ближнего круга царя.
Так совершенно спонтанно возникла темы войны с Ливонским орденом. Адашев и Сильвестр были категорически против. Это была страшная ошибка, начинать войну на два фронта, в тылу оказывалось мощное Крымское ханство.
Войну с Ливонией пролоббировал дьяк Иван Висковатый, создатель министерства иностранных дел, возглавивший Посольский приказ. Как видим, с самого начала у Росси только одни беды от этого МИДа.
Может быть, МИД лучше разогнать сегодня? Совершенно бессмысленное заведение. МГИМО за все время своего существования не выпустило из своих стен ни одного путного человека. Об этом на АПН писала уже Елена Чудинова. Солидарен. Самый яркий человек, сформированный в МГИМО - это Ксения Собчак. А тут без комментариев.
Так вот Висковатый склонил Ивана на свою сторону. Видно Иван очень хотел победителем покрасоваться и в Европах. Жизненной необходимости в этой войне не было. Три мощных татарских корпуса, которые были призваны ударить по Крыму и сокрушить его, были брошены против Ливонского ордена. И татары дали прикурить рыцарям.
Но крах перспектив России на процветание в результате этой в начале победоносной войны был очевиден и Сильвестру и Алексею Адашеву. Вслед за первыми победами начались серьезные проблемы.
И вот тут-то и умирает жена Грозного Анастасия. И это стало трагедией для русской истории.
Почему? Все очень просто. Иван, наделенный огромной властью, лишился единственного человека, которому он верил.
У Грозного было тяжелое детство, когда, собственно, детства и не было. Его мать, как и мать Сталина, была сильной женщиной. Очевидно, что Грозный не видел полноценной материнской любви, как и Сталин. Мать Ивана была занята государственными делами, интригами, властованием, любовью к мужчине. К тому же она рано умирает.
Иван физически развивается очень быстро. Когда ему исполняется 12 лет, то русские служилые люди пишут в ответ на вопросы западных коллег, какой из себя новый русский царь, что царь уже ростом со взрослого мужика и скоро женится.
Иван в свои 12 уже проявил прыть по женской части. И до 16 лет, когда его женили на Анастасии, он приобрел изрядный сексуальный опыт. О сексуальной необузданности царя говорят источники. И приятель царя в молодости Курбский пишет, что вытворял царь, льющий слезы по Анастасии, после ее смерти. Грешил как сволочь.
На что Иван отвечает с обезоруживающим простодушием: «Так ведь человек я».
Факт тот, что с 16 до 30 лет рядом с Иваном была очень хорошая женщина. Когда она умерла, по ней скорбели москвичи, чтобы избалованные и крученые москвичи по ком-то скорбели, это надо заслужить.
С 16 до 30 лет рядом с Иваном был человек, которому он мог доверить все, не опасаясь удара в спину. Как всякая женщина Анастасия прекрасно понимала свою силу и значение. У нее были конфликты с Сильвестром, что понятно.
Сильвестр был духовником, он же пытался регламентировать и интимную жизнь царя, что было уже вторжением в вотчину Анастасии.
И вот умирает не просто жена, а друг, человек с которым Иван стал единым целым, ибо как он потом скорбит и убивается по Анастасии, это надо читать.
Собственно, источник всех бед по письмам самого Ивана, это смерть Анастасии, ибо после этого он доводить Сильвестра до того, что тот сам уходит от царя. После этого оказывается в ссылке Адашев. Но и это не главное беда. Была бы жива Анастасия, царь подобрал бы других советников.
Царь лишился единственного человека, которому верил, а это с его психикой стало катастрофой. При своей мнительности Иван не мог верить мужчинам, он верил только подруге, с которой его судьба связала с ранней юности. А в юности даже такой человек как Иван способен привязываться и доверять.
Мистики уже тысячи лет назад знали, что причиной самых страшных преступлений является одиночество. Отсюда их уход в пещеры, пустыни, монастыри, мистики так стремились победить страх одиночества.
Разумеется, сам преступник не осознает вполне, что причиной его преступлений является одиночество. Хотя был случай в США в 70-е годы, когда мужик из снайперской винтовки расстрелял с десяток людей, и на вопрос: почему он это сделал? Ответил, что был очень одинок и хотел обратить на себя внимание.
Между прочим, Иван боялся остаться без Анастасии даже на время. Историки обратили внимание на то, что уже больную жену вместе с детьми царь постоянно таскал с собой не только по богомольям, что было логично, но и на охоты и прочие забавы. В результате этих бесконечных передвижений по стране, был потерян сын царя Дмитрий, за которым не усмотрели няньки.
Казалось бы, такой сексуальный разбойник, как Иван должен был использовать моменты и оставаться без жены, но нет. Подобная история была и у невротика Петра Великого, который не мог обходиться без своей Екатерины, она одна могла его успокоить во время приступов.
Анастасия любила Ивана. Кроме нее его не любил никто. Отсюда его доверие к ней. Это доверие, основанное не на поступках женщины, не на ее словах, а на интимных отношениях. Нельзя жить рядом с человеком 14 лет и симулировать любовь. Анастасия любила Ивана, и это ее любовь спасала его и страну, раз уж судьба сделала его царем.
Не в укор Ивану это пишется. Все мы люди. Речь о другом. Неограниченная власть противопоказана таким людям, как Грозный и Сталин. Да и другим людям с иной психикой она противопоказана, но Грозному и Сталину она была противопоказан абсолютно. Но именно к неограниченной власти они и стремились в силу своего характера.
Интересно, что опричнина и «большой террор» Сталина начались примерно через одинаковое время после смерти их жен. Через 5 лет.
Историки до сих пор пытаются объяснить этот террор с помощью исторической логики, и не очень получается, а на самом деле, объяснять это должны психиатры и психологи.
* * *