Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:


Фёдор Эрнст, историк-искусствовед, приехавший в Киев в феврале 1918 года, описывает в своей книге "Художественные сокровища Киева, пострадавшие в 1918году" катастрофическую ситуацию, которую он обнаружил:

«В ходе памятных январских дней, когда большевики взяли Киев, погибла большая часть коллекции Михаила Ивановича Терещенко, находившаяся в доме его покойного отца Ивана Николаевича Терещенко на Бибиковском бульваре, 34. Тот, кто не был в этом доме в дни советской оккупации Киева, не может даже примерно представить себе разгром, который там был учинен. Самое тягостное впечатление производили останки величественных картин известных художников, разорванных в клочки или изрубленных саблей без всякой видимой причины. Часть картин была вырезана из рам ножами или саблями, таким же образом была изрезана обивка стульев и кресел.

Сорок картин разных художников русской школы были похищены, равно как и сто восемьдесят этюдов и набросков Верещагина, одна гравюра Крамского, три бронзовые статуи и сорок художественных альбома. В числе изуродованных или похищенных картин фигурируют: "Девочка на фоне персидского ковра" Врубеля, две картины Репина ("Затворница" и "Петрушка"), три картины Маковского, а также произведения Бодаревского ("Большая вода"), Риццони, Щедрина, Сведомского, Волкова, Святославского (восемь картин), Верещагина ("Кремль", "Индийский дворец"), Кузнецова, Мурашко ("Искушение Святого Антония"). Из художественных альбомов грабителей привлекли в первую очередь папки с гравюрами, драгоценные публикации Ровинского, среди которых "Рисунки Рембрандта", гравюры и офорты Шишкина, издание "Древности Российской империи" и т.п.

Наконец, среди того, что было разбито и порвано, находились мраморный бюст, четыре этюда Верещагина и еще двадцать четыре картины. В том числе: "Портрет Екатерины II" Лампи Старшего, несколько произведений Васнецова ("Святая дева" и "Варяги"), Шишкин, Суриков ("На бахче"), Поленов ("Христос на Генисаретском озере"), Кузнецов, "Казак" Соколова и "Натурщик" Врубеля».

Много лет спустя полотно Поленова, худо-бедно отреставрированное, излеченное от полученных в 1918 году увечий, станет одним из основных шедевров в коллекции Киевского национального музея русского искусства.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 7 comments