В последней главе "Последствия второй мировой войны" бросилась в глаза фраза: "Российская проблема состоит не в том, что Россия — социалистическая страна, а в том, что она — Россия. Проявляющееся стремление этого режима расширять свое влияние на всю Европу и Азию, очевидно, нельзя просто отождествлять с тенденцией к становлению социализма. Из этого даже не следует, что российская экспансия будет способствовать распространению социализма в любом более обычном смысле этого слова. Будет она этому способствовать или нет — зависит исключительно от реальных и предполагаемых интересов российской автократии".
Почитаешь и понимаешь, что все эти разговоры о том, что "социализм", "демократия", "права" применительно к нам на самом деле упираются в то, что ненавистны мы сами, а не тем, что тоталитаризм или демократия там у нас. Иррациональные страхи и ненависть. Ведь писал эти строки интеллектуал, а не штатный пропагандист. Нет России, нет проблемы».
..........
«Спор в венском кафе "Ландман" в 1918 г. разгорелся во время встречи немецкого социолога Макса Вебера с австрийским экономистом Йозефом Шумпетером и известным венским банкиром Феликсом Зомари; последнему, кстати, мы и обязаны ценнейшим свидетельством об этом споре. Речь зашла о русской революции. Й. Шумпетер радостно заявил, что социализм наконец перестал быть "бумажной дискуссией" и теперь будет вынужден доказывать свою жизнеспособность. М. Вебер возразил, что попытка ввести социализм в России, учитывая уровень её экономического развития, есть, по сути дела, преступление и закончится катастрофой. По воспоминаниям Ф. Зомари, Й. Шумпетер холодно заметил, что это вполне может случиться, но что Россия представляет собой "прекрасную лабораторию". В ответ М. Вебер взорвался: "Лабораторию с горой трупов". Й. Шумпетер сказал: "Как и любой анатомический театр"».
https://istoriograf.livejournal.com/217597.html