* * *
Что показательно, в сериале с названием "Ленинград-46" ни сном ни духом не упомянуто Ленинградское дело.
По подсчётам Вл. Кузнечевского, «репрессиям по этому "делу" были подвергнуты [в СССР] более 32 тысяч этнически русских руководителей партийного, государственного, хозяйственного звена [...] Ещё раз подчеркну, репрессиям были подвергнуты только этнически русские руководители».
32 тысячи этнически великорусских руководителей -- это целый русский политический класс подвергнутый избиению. После этой точки остановки к распаду СССР уже не было.
В сериале с названием "Ленинград-46" эти события не отражены НИКАК.
* * *
Но это частное. Более же общее впечатление, относящееся ко всем вообще современным РФ-ным сериалам про советских сыщиков-бандитов, СМЕРШевцев-шпионов и т.д., которые я видел, это что герои в них делятся на две основных категории. У одной на лице нарисованы три класса образования, у другой -- пять классов (у особых интеллектуалов -- семь).
Увы, ни с одной из категорий этих славных граждан я ассоциироваться не в состоянии, причём ни по какому измерению: ни в социальном смысле, ни в национальном (как, например, способен ассоциироваться не только с Арсеньевым, но и с русскими солдатами в "Дерсу Узала").
В национальном отношении что те (бандиты), что другие (сыщики) -- выбрито советские люди (речь не о действительных исторических "прототипах", а о характерах изображаемых сериалами). С ними мне детей не качать, экзистенциально мы совершенно чужие.
В социальном же отношении хотя и нельзя сказать, что разницу между тремя и пятью классами я не ощущаю вовсе, но (даже лорнируя с пристрастием) всё же крайне смутно. При этом когда "положительными героями" выступают доблестные служащие НКВД, разница с бандитами теряется совсем.
Нельзя также не заметить, что авторы сериалов изображают этих своих героев если и не исторически достоверно, то художественно-достоверно. Чувствуется, что они им свои, кровиночки.
Это, повторю, общее впечатление от данной категории сериалов.
Но в сериале "Ленинград-46" его ощущение резко обостряется архитектурой. В других сериалах, когда герои с тремя и пятью классами образования сражаются между собой на фоне советской 3-5-классной же архитектуры, не возникает чувства дисгармонии между передней сценой и фоном, "сценической обстановкой". Но когда общество, верх которого образован лицами с 5 классами образования, изображается на фоне архитектуры оставленной дореволюционным обществом, возникает не только чувство разительной дисгармонии, но и зияющей социальной пустоты на месте "вместо".