Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Category:

МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКИЙ "МАТЕРИАЛИЗМ" КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ИДЕАЛИЗМА

Материализм марксистского и ленинского толка понимает основной тезис материализма о "первичности материи" не в качестве вероятностной гипотезы, правдоподобность которой сравнительно с альтернативными гипотезами может обретать больший или меньший прагматический вес, однако никогда не в состоянии достичь полной гносеологической достоверности.

Он понимает его, противно этому, в качестве постулируемой идеологемы, символа веры -- бытие *обязано* быть таково, каким ему велит быть наше (т.е. марксистское) сознание, мы *веруем* в то, что бытие именно таково.

Такое понимание когнитивно провозглашает первичность именно сознания повелевающего бытием и его устройством.

Материализм марксистской и ленинистской разновидности оказывается, таким образом, в его собственных категориях, когнитивным идеализмом.

------

Почитывая статьи, в которых материалистические диалектики выражают верование:

1. В то, что квантово-механические системы *обязаны* внутренне обладать определённым состоянием (т.е., выражаясь нашим современным языком, скрытыми параметрами), и что квантово-механическая неопределённость является поэтому лишь стохастической иллюзией. Хотя сейчас мы скрытые параметры пощупать ещё не можем, веруют марксистско-ленинские диалектики, но они объективно существуют, и измерить их -- лишь дело развития техники.

2. В невозможность начала вселенной и расширения пространства.

3. В невозможность относительности длины и одновременности.

Всего этого не может быть, "потому что этого не может быть никогда".

Такой материализм можно, пожалуй, было бы назвать щупательным материализмом -- "мы верим в то, что всё можно пощупать, и на марсе будут яблони цвести". (По одновременной иронии, щупательный материализм верует в то, что пощупать его адепты как раз не в состоянии, cf. замечание про идеализм.)

Щупательному материализму присуще верование в возможность непосредственного доступа к бытию -- представление о том, что вещи на деле суть примерно таковы, какими они представляются человеческому сознанию в них достаточно углубляющемуся.

Это представление противополагается щупательным материализмом другому, отрицаемому им представлению о том, что бытие недоступно для сознания непосредственно, и что сознание лишь создаёт (творит) внутри себя реконструкции на основе опытов (входных сигналов), и что эти реконструкции фундаментально как ограничены возможностями сознания биологического вида homo sapiens, так и определены по своему виду устройством сознания homo sapiens -- иначе говоря, составляют своего рода "проективное разложение" чувственного опыта по "векторному базису" аппарата сознания конкретного биологического вида и определяются не только опытом (поступающими внешними сигналами), но и устройством обрабатывающего их сознания homo sapiens.

В частности, его ограничениями -- набором тех конструкций, которое сознание homo sapiens способно в себя вместить, и которые могут быть выражены на его "языке". Не укладывающие в "базис" элементы опыта оказываются для сознания непредставимыми непосредственно и непостижимыми сущностно, но лишь формально описываемыми по их внешней поверхности, которой они соприкасаются с "базисом" и проецируются на него.

Так, для сознания homo sapiens может оказаться недостижимым онтологическое постижение квантово-механической действительности, но лишь её эпистемологическое (внешностное, формалистическое) описание. Кванто-механическая действительность в её онтологической цельности может не укладываться в "базис" доступный сознанию homo sapiens и, таким образом, быть онтологически непознаваемой для homo sapiens. Подобным же образом, воображение homo sapiens бессильно воображать непосредственным образом многомерные пространства, но в силах мыслить о них лишь проективно, по аналогии их проекции в 3-мерное пространство, а также описывать их формально-эпистемологически, с внешней стороны (как многокомпонентные векторы).

При этом вполне возможно, что другой биологический вид, с инаковым устройством мозга и сознания (напр. межгалактический осьминог), мог бы себе непосредственно представлять себе и многомерные пространства, и квантово-механическую действительность. При этом сами его базовые, инстинктивные представления о пространстве, времени, материи и т.д. могли бы быть фундаментально иными. Хаос входных впечатлений, концепуализируемый нашим сознанием как 3-мерное пространство и время, мог бы упорядочиваться сознанием осьминога не в виде линейных соответствий "влево-вправо", "вверх-вниз", "раньше-позже", а например в виде разложения во фрактальные многообразия или иным отличным от человеческой концептуализации образом.

Для сознания же homo sapiens и многомерные пространства, и квантово-механическая действительность вероятно познаваемы лишь эпистемологически, но непостижимы онтологически.

Мысль о такой непостижимости психологически непереносима для щупательного материализма.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments