Это, конечно, закономерно: к ленинской концепции тоталитарного социализма политические и гражданские свободы не прикладываются.
* * *
Полным антитезисом ленинской концепции социализма является бернштейновская. Для Бернштейна, политический либерализм является _необходимой_ предпосылкой социализма: либерализм «выражает общественный принцип, завершением которого будет социализм».
«Что касается либерализма, как всемирно-историческаго движения, то социализм не только хронологически, но и по идейному содержанию является его законным наследником. как это видно на каждом принципиальноме вопросе, к которому социаль-демократии приходилось определять свое отношение. Там, где какое-нибудь экономическое требование социалистической программы приходилось выполнять таким образом или при таких обстоятельствах. что могло серьезно угрожать свободному развитию, там социал.демократия никогда не боялась переменить свое отношение и стать против этого требования. Обеспечение гражданской свободы было для нея всегда более важным. чем осуществление какого-нибудь экономическаго требования... В сущности, нет ни одной либеральной идеи, которая не принадлежала бы к идейному содержанию социализма. Даже принцип личной хозяйственной ответственности, который кажется уж всецело манчестерским. не может, по моему мнению, ни при каких обстоятельствах отрицаться социализмом. ни теоретически, ни практически».
* * *
Противоположностью ленинизму является даже марксизм. По марксовой конструкции политики социалистического общества, последнее должно представлять многопартийную парламентскую демократию, в которой представлены все слои общества. Все граждане, вне зависимости от их классовой принадлежности, наделены политическими правами и политическим представительством. Политическое первенство пролетариата обеспечивается его численным преобладанием в населении и либерально-демократическим политическим устройством общества. Насилие ("диктатура пролетариата") предусматривается лишь для защиты либерально-демократической парламентской системы от попыток её уничтожения со стороны её противников.
Собственно, Маркс и Энгельс практически не употребляют выражения "диктатура пролетариата"; оно возникает в их сочинениях считанное количество раз как паразитное заимствование из бланкизма, где это выражение как раз и имело хождение. Вместо того, Маркс употребляет понятие "гегемония пролетариата" -- политическая гегемония опирающаяся на преобладание пролетариата в населении в рамках парламентской многопартийной либерально-демократической политической и избирательной системы.
Забавными выглядят советские "Сочинения" Маркса и Энгельса нашпигованные термином "диктатура пролетариата", но вся эта нашпигованность на 95% сосредоточена в текстах советских составителей, а в текстах самого Маркса почти не встречается.