Что урбанизация в СССР состоялась крайне урезанно и неполноценно -- общее место исследований по урбанистике.
Создание городской среды подразумевает массированные инвестиции в неё -- капиталовложения в строительства пристойного жилья (а не 3 кв. м. на душу), создание инфраструктуры, культурных учреждений и т.п. В СССР это всё финансировалось по остаточному приницпу от и без того малопроизводительной экономики.
Сгон сельского населения в бараки заводских "нахаловок" не делает из него городского населения.
Урбанизация предусматривает также культурную иерархию, с существованием верхних и средних культурных городских слоёв являющихся нормообразующими, задающими тон и нормы для городских низов и ассимилирующими в свои нормы также прибывающее сельское население. В СССР такие слои были физически и социально уничтожены.
В результате в СССР не сложилось полноценного городского общества.
Один из современных итогов этого описан Мараховским:
«борьба с "имперским" наследием в молодых республиках естественно и гармонично перетекла в большую битву с городской цивилизацией вообще.
В новых нацобразованиях придушили "имперский" язык, на котором написаны были инструкции по воспроизведению городской цивилизации. Отменили "имперскую" культуру, которая была носителем поведенческих гештальтов городской цивилизации. С особым остервенением во многих местах разнесли даже "индустриальные монстры империи", гигантские заводы, которые заодно были центрами знания и культуры.
Итог мы наблюдаем сейчас: горящие баррикады, беснующиеся в панике дикари, летящие камни, "заразить нас хотите, вот подует ветер с вашего санатория, и мы все вымрем". Потому что "нет веры городским". И речь в данном случае идет вовсе не о старинном противостоянии города и деревни, а о том, что "деревня" в одичавших гособразованиях сейчас поселилась в городах. В том числе в городах-миллионниках.
...Этот вирус дикости, если вдуматься, гораздо опасней любой китайской пневмонии. Потому что угрожает не двум или трем процентам жителей старшего возраста, а самому существованию общества на дистанции в одно-полтора поколения.
И не надо воображать, будто мы защищены от этой заразы раз и навсегда. Да, России удалось избежать коллапса городской цивилизации в очень тяжелые годы — но не надо думать, что одичание не подстерегает нас.
Собственно, для того, чтобы убедиться, что споры потенциальной дикости постоянно витают в воздухе, — большинству граждан достаточно просто открыть свою ленту в соцсетях».
https://ria.ru/20200221/1565043529.html