Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

Сеанс детоксикации от советчины и невежества


Наш товарищ rms1 очнулся от многомесячной исключительной поглощённости предметом короновируса и написал, для умственного разнообразия, первую запись на иные темы.

В этой записи он устанавливает, что "основной причиной поражения императорской армии в Великой Войне являлся низкий образовательный уровень рядового состава".

Здесь прекрасно всё.

Во-первых, поражение, оказывается, потерпела императорская армия.
Очевидно, с лета 1917 по 1918 г. в России правил императорский режим.

Во-вторых, знаменательно установление причины поражения русской армии.
До сих пор его относили на счёт приказа №1, б-цкой пропаганды, разрушения центральной власти и т.д.
Оказывается, заблуждались.

В-третьих, к февралю 1917 русская армия находилась в преддверии победы.
Остаётся непрояснённым, каким образом она умудрилась потерять потерять образованность за несколько месяцев.

В-четвёртых, хороша приводимая rms1 картинка грамостности призывников.
Небось, бережно сохранённая с 1850 года.

У меня, однако, тоже имеются кое-какие картинки.

"Грамотность в России", изд. ЦСУ, 1922, стр. 23:


А вот то же самое для 1920 года, с учётом более молодых поколений, а также того, что в период после 1917 грамотность начала падать, но в 1920 г. это падение находилось ещё лишь в начальном состоянии, развившись с силой только к середине 1920-х.

(там же, стр. 22)

На ту же тему из серии Труды ЦСУ, т. 18, "Сборник статистических сведений по Союзу ССР 1918-1923 : За пять лет работы Центрального статистического управления", М. 1924, стр. 86-87, 90, 92-93:

Таблица: https://snipboard.io/tBSqjy.jpg
(В тело записи графически не вставляю, т.к. таблица большая по размеру.)
Как нетрудно видеть, из 437259 чел. принятых в 1913 году на военную службу, неграмотных было 140608 (32.2%), которых и дообучали грамоте в армии.

Всего же в её составе на 1913 год имелось 27% неграмотных.
Таблица: https://snipboard.io/gfxovt.jpg

Однако распределены неграмотные по национальным, географическим и возрастным группам были неравномерно.
В Туркестане в РККА в 1920 году неграмотных было 33%, а в центральной России -- 17%.
Таблица: https://snipboard.io/AMWV1m.jpg
Таблица: https://snipboard.io/45zWvA.jpg
Среди русских военнослужащих РККА младших возрастов:
15 лет -- 6% неграмотных
16 лет -- 8%
17 лет -- 10%
18 лет -- 14%
в возрастах 15-19 лет совокупно -- 15.7%
Среди русских военнослужащих РККА всех возрастов (15-60 и старше) -- 13.8%.
Необходимо, повторю, не упускать при зтом из виду, что цифры неграмотности в 1920 г. были бОльшими, чем в 1913-1917, а РККА -- возрастно ещё более молодой армией, чем русская армия.

Об общем положении с грамотностью в России я уже писал прежде: https://oboguev.livejournal.com/6237461.html.
Вынесу некоторые ключевые замечания:

Максимума грамотность в 1920 г. достигала в мужском городском населении европейской России в возрастных группах 13-39 лет, составляя в них 91-92%. В противоположность, в женском сельском населении европейской России в том же возрастном диапазоне грамотность варьировалась от 21% до 52%, в зависимости от возраста.

Общая грамотность трудоспособного населения (в возрасте от 16 до 50 лет, мужского и женского, городского и сельского) в европейской части РСФСР и автономных областях и республиках, а также трудовых коммунах (разновидность автономных областей) составляла в 1920 году 52.7% -- варьируясь от 89% для мужского городского и 71% женского городского до 65% мужского сельского и 29% женского сельского. Автономные (нац.) республики в этих сводных данных тянут общие цифры вниз -- не очень сильно для городского населения, но сильно для для сельского.

В городском населении европейской части РСФСР в возрастной группе 20-24 лет грамотность составляла 92.6% среди мужчин и 82.4% среди женщин.
В сельском населении европейской части РСФСР в возрастной группе 20-24 лет грамотность составляла 74.1% среди мужчин и 38.0% среди женщин.
В городском и сельском населении (суммарно) европейской части РСФСР в возрастной группе 20-24 лет грамотность составляла 79.6% среди мужчин и 46.4% среди женщин.
Автономные (нац.) республики в этих сводных данных тянут общие цифры вниз -- не очень сильно для городского населения, но сильно для для сельского.


В 1925 году, когда из-за коллапса школьной системы грамотность упала по сравнению с 1913-1917 гг., количество неграмотных призывников составляло, по советской статистике, 10.3% в РСФСР (вместе с нац. провинциями) и 10.8% в СССР, среди призываемых русских неграмотных числилось 8.7% ("Итоги десятилетия советской власти в цифрах 1917-1927", изд. ЦСУ, 1927, стр. 75-77, 88) -- к этим подсоветским цифрам нужно, конечно, относиться с "пониманием".

Есть и сравнительные, по странам, данные о грамотности среди возрастного слоя призывников в армию.

И. Богданов, "Грамотность различных стран на рубеже 1920" // Вестник Статистики 1925 №10-12 (кн. 23), стр. 307 сл., таблица на стр. 319.

Как видно из таблицы, по образовательному уровню мужского населения Россия находилась на средне-западноевропейском уровне: похуже Англии и Франции, лучше Италии, Греции и Испании.

P.S. Все приведённые издания выложены мной на archive.org, где их нетрудно и найти в оцифрованном виде.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment