Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Categories:

Как стране ломали крылья


«22 октября 1938 года в подвале внутренней тюрьмы воронежского НКВД выстрелом в затылок был убит авиаконструктор Константин Алексеевич Калинин.

Человека убили, тело выбросили в яму, а самого его выбросили из истории. Ни одного самолета Калинина не сохранилось.

Он умел строить обычные самолеты, рабочие лошадки, выносливые и простые. Таков был его К-1 — первый советский пассажирский самолет, разработанный в середине 20-х годов, принятый для серийного производства, но не запущенный в серию; и К-3 — первый советский санитарный самолет, в котором можно было перевозить лежачих больных.

На самолёте К-4 «Червона Украина» лётчик М. А. Снегирёв и штурман И. Т. Спирин в 1928 году выполнили большой перелёт по маршруту Харьков-Москва-Иркутск-Москва-Харьков. Этот самолет был представлен в 1929 году на Международной выставке в Берлине, как высшее достижение молодого советского авиапрома.

Совершивший свой первый полёт в 1930 году К-6 был опять же первым — первым почтовым самолетом в СССР.

Самую большую известность в СССР получил К-5, выпущенный в 1929 году. За пять лет в Харькове построили 257 таких машин. К-5 стал основным самолетом Аэрофлота вплоть до 1940 года, но летал он еще и в середине сороковых. К-5 был оборудован восемью мягкими пассажирскими креслами и эти восемь (!) пассажиров имели в полете такую роскошь, как туалет.

Уже не было Калинина, и само имя его исчезло из статей и книг об авиации, а надежный К-5 из дюралюминия и ткани, из стальных балок и проволочных растяжек все летал и летал в небе забывшей конструктора страны.

Самолеты Калинина опережали время и требовали знаний и технологий, которые еще только предстояло создать. Таким был и «самолёт-бесхвостка» К-12 (ВС-2) «Жар-птица». В историю авиации самолёт К-12 вошёл как первый в мире реальный бомбардировщик бесхвостой схемы, отвечавший всем требованиям военной тактики своего времени. В 1958 году английский журнал «Air pictorial» поместил фотографию К-12 с красноречивой подписью: «Эта машина явилась прототипом всех современных сверхзвуковых самолётов». Акт о развёртывании серийного производства самолёта был подписан в апреле 1938 года. Но увидеть свою «жар-птицу» в серии конструктору не было суждено.

Он создал маленький К-9, удивительную машинку с отстегивающимися крыльями, в которой некоторые видят прообраз самолета для авианосца. Но Калинин, создавая К-9, думал не об авианосцах, а о сараях! Отстегнул крылья и закатил самолет в сарай. Это был самолет для исполкомов и колхозов, для полетов из деревни в райцентр и с поля — на завод. Посадочная скорость 50 км в час была так мала, что посадить его мог любой председатель колхоза в кирзовых сапогах, а сесть он мог на любой пятачок и на любой проселок.

А К-7 Калинина был гигантом. Вот такой был диапазон его мысли и инженерный горизонт — от маленькой машинки до циклопической. К-7 имел размах крыльев 53 метра, то есть больше некоторых современных Boeing. Но не только размахом крыльев удивляет эта машина. В эпоху бипланов Калинин додумался до летающего крыла. В толстом крыле располагались каюты пассажиров. Семимоторный гигант должен был перевозить 128 пассажиров на 5 тысяч километров. Или на то же расстояние 64 пассажира в каютах класса люкс. На борту были кают-компания, буфет, кухня, радиорубка, работала телефонная связь. Механики в полете имели доступ к двигателям прямо из крыла.

Чтобы спасти летчика от запредельных нагрузок на штурвале весящего 40 тонн самолета, Калинин придумал электроусилители руля. То есть он придумал то, чего тогда не было. Время бустеров в тридцатые годы еще не пришло.

Свой последний самолет — К-15 – «бесхвостку» с треугольным крылом большой стреловидности, большим треугольным килем и ракетным двигателем, Константин Калинин придумывал уже в камере НКВД. Но о нем мы не знаем почти ничего - вся техническая документация была уничтожена.

На первой странице расстрельного списка от 12 сентября 1938 года, в котором Калинин стоит восемнадцатым, сверху, красным карандашом, по-хозяйски бросил свою подпись Сталин, чуть ниже, мельче, черным карандашом расписались Молотов и Жданов.

Арестовывать пришли двое из НКВД. Младший, уходя, сказал жене: «Простите. Мы понимаем, кого уводим». Или это только красивая легенда?

А мы сегодня понимаем, кого потеряли семьдесят лет назад, 22 октября 1938 года, когда палач в длинном фартуке и крагах поднял пистолет и выстрелил в голову спокойного, тихого, измученного следствием, признавшего себя врагом народа человека?

Сикорский дважды звал Калинина в Америку. Он понимал, что такие люди редки и ценны. Они закладывают новые отрасли, создают новые направления. Но Калинин не поехал».

https://novayagazeta.ru/articles/2018/10/19/78266-kak-strane-lomali-krylya













Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments