Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Некоторые трюизмы об устройстве машины демократии:


«До возникновения массового общества вопросы власти решались между собой элитными группировками. Массы в этом деле были не нужны, или нужны как мобилизационный ресурс (если дело доходило до войны).

С введением избирательного права у элит и реальных властителей возникла проблема - как использовать эти массы избирателей во внутриэлитной борьбе за доступ к власти. (Если кто-то полагает, что демократия - это когда граждане свободным голосованием выбирают своих правителей, то дальше лучше не читать). Ведь массовый избиратель не разбирается в большинстве вопросов, которые должны решать его избранники, он не способен отличить честного политика от политикана, толкового специалиста от ловкого демагога. Так неужели ж можно отдать избирателям право по существу решать, кого допустить к рычагам власти? Разумеется, реального выбора ему стараются и не давать, предлагая вместо этого псевдовыбор из заранее отфильтрованных, приемлемых к избранию кандидатов, представляющих стоящие за ними элитные группировки.

Но для такого манипулирования нужны инструменты влияния на массы. Работают и грубые методы вроде скупки голосов и наглой лжи в газетах, но постепенно их приходится менять на влияние более косвенное, менее заметное. По мере развития технологий массовой коммуникации методы влияния на граждан становятся более тонкими и избирательными, в результате воздействие менее заметным и более эффективным. При этом растёт и охват аудитории: от читателей газет - к слушателям радио, а потом - к зрителям массовых телеканалов.

В конкуренции за голоса избирателей, рубли покупателей и рейтинги телезрителй побеждает тот, кто эффективнее применяет имеющиеся инструменты влияния и технологии манипулирования. Использовать простые приманки все научились, конкуренцию выигрывает тот, кто сможет сформировать и закрепить выгодные для себя предпочтения и реакции аудитории.

Конечно, самым эффективным было бы влияние через формирование желательной картины мира. Но картина мира - штука дорогая, сформировать её сложно, для этого требуется долгое системное воздействие и определённый уровень культуры у аудитории, так что далеко не все граждане способны её иметь и поддерживать. Поэтому вместо картины мира продвигаются эрзацы, простые как мычание. Там вместо идей - агитки, вместо объяснений - лозунги, вместо рассуждений - броские примеры, вместо аргументов - ярлыки и эмоции.

Но ведь и эрзац нужно уметь продвигать и закреплять. Одно дело, когда аудитория сама ищет, кто бы ей рассказал про сложные темы, другое - когда её интересуют в основном зрелища и другие простые удовольствия. Идеологический эрзац приходится продвигать в одном флаконе с развлечениями, причём обработку нужно повторять вновь и вновь для закрепления результата в мозгу обрабатываемого. Именно этим заняты массовые эфирные телеканалы, день за днём пичкающие зрителя политическими шоу с накалом эмоций, скандалами, руганью и мордобоем. Там правят бал популярные телеведущие, некоторые из которых стали притчей во языцех (их фамилиями ругаются даже те, кто ни разу не видел их на экране).

Однако не все хотят смотреть телевизор, и не всем подходит типовая телепродукция. ТВ-продукты рассчитаны на усреднённого зрителя или ориентированы на крупные подгруппы аудитории (домохозяйки, пенсионеры, любители спорта, подростки и т.п.). При этом более узкие или более специфические группы выпадают из под влияния. Но с распространением интернета и соцсетей стало возможно адресно дотянуться и до специфических групп аудитории - этнических и религиозных меньшинств, молодёжных субкультур, сторонников особенных идеологий и любителей особенных занятий. На каждую заметную группу кто-то ориентируется. Ведущие ютуб- и телеграм-каналов, FB-гуру и инстаграмеры становятся авторитетными толкователями, проводниками модных мнений и популярных идей.

Таким образом, существование всей этой системы массовой манипуляции вызвано к жизни наличием плохо образованной, малокультурной массы граждан, голоса и деньги которых являются ценным ресурсом для соперничающих элит. Можно отстранить или выгнать одних манипуляторов, но на их место обязательно придут другие, быть может, ещё более изощрённые».

https://a-bugaev.livejournal.com/1230619.html

* * *

Автор, однако, напрасно полагает, что вся проблема сводится будто бы к "плохо образованной, малокультурной массе граждан".

Высокообразованными людьми манипулировать может быть и сложнее, но во-первых сколько их, высокообразованных? В большой стране -- тысяч 10 или 100, в зависимости от того, какой срез брать; в общей массе избирателей -- ничтожные капли.

Во-вторых, высокообразованные люди вовсе не равномерно образованы во всём; математик вовсе не обязательно критически понимает социальные теории. (Достаточно вспомнить как советские учёные и инженеры млели перед самыми дешёвейшими "духовными практиками" и заряженной водой Кашипровского, а вслед за тем перед попперизмом, "концом истории" и проч. модами).

В-третьих же и в главных, рассуждая о людях, надлежит пользоваться не произвольно и априорно конструируемой антрпологической моделью, а моделью человека основанной на данных биологии и нейродисциплин -- т.е. человека как определённой биологической конструкции, с определёнными биологическими свойствами, в частности с ограниченной способностью психики сопротивляться внешним влиянием, её лабильностью и формируемостью внешними влияниями -- от каковых нейробиологических свойств образование само по себе не освобождает. "Прочтя тысячу книг, генералом не станешь".

Высокообразованными людьми можно манипулировать ни на гран не менее успешно, чем плохо образованными, и даже может быть более успешно (т.к. сфера доступная манипулированию шире). Просто механизмы манипуляции другие. Не телевизор, а напр. боасовская антропология (с вытеснением ею дарвинизма), социал-критические учения вроде марксисзма и франкфуртской школы, пропаганда массовой иммиграции неевропеоидного населения под лозунгом универсалистских ценностей и т.д.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment