Останется самое главное -- этноцентризм, чувство этногрупповой принадлежности и этнический исключительности, и этногрупповой этический партикуляризм.
* * *
Филип Рот в речи на американо-израильском еврейском форуме, спонсируемом Американским Еврейским Конгрессом, заметил, что большая часть современной еврейской молодежи не наследует от своих родителей никакой специально еврейской культуры: «Ни [еврейского] закона, ни [еврейского] образования, ни языка и, наконец, ни бога. [Они] наследуют психологию, а не культуру, и эта психология может быть выражена двумя словами: Евреи – лучше.» (В оригинале: “Jews are better”)
Затем Рот рассуждает о том, каким образом вокруг этого этноцентричного ядра идентичности конструируются разнообразные её формы, призванные облечь и обосновать еврейский этноцентризм, стать его более многомерной “рационализацией” и вместилищем. [1]
* * *
Сходное наблюдение высказал Фрейд в предисловии к изданию “Тотема и табу” на иврите:
«Если бы спросить его: “После того как ты утратил все свойства своих соплеменников (язык, религию, [...]), что осталось в тебе еврейского?”, – он бы ответил, – “Очень многое, и быть может самая сущность”» [2].
* * *
«Остается ли какой-нибудь способ – любой действительно важный способ – благодаря которому еврей может знать и чувствовать и делать нечто, чего другие не могут ни знать, ни чувствовать, ни делать? Прежний ответ состоял в том, что, по существу, для того чтобы быть “хорошим парнем”, ты должен быть евреем. Мы не выставляли этот ответ напоказ, но именно так считало большинство из нас. Не то, конечно, чтобы вовсе не было приличных не-евреев, но если таковые и были, то они были приличными по случайности, а мы – в проекте».
(Леонард Файн, профессор политических наук MIT, руководитель исследовательского проекта о еврейской идентичности, проводившегося по заказу AJC [3])
[1] "Congress Bi-Weekly : A Review of Jewish Interests", тематический выпуск "Second Dialogue in Israel", vol. 30 №12 (16.9.1963), стр. 21 сл.
[2] Peter Gay, "Freud : A Life for Our Time", 1998, стр. 602; тж. Yivo Annual of Jewish Social Science, Volumes 10-11 (1955), стр. 293.
[3] Leonard Fein, "Dilemmas of Jewish Identity" // Judiasm, т. 17 №1 (Winter 1968), стр. 16. "Does there remain any way — any really important way — in which the Jew can know and feel and do things that others cannot know and feel and do? The older answer was that fundamentally you have to be Jewish to be a good guy. We didn’t parade that answer in public, but that’s what most of us believed. Not, of course, that there weren’t any decent non-Jews, but, if there were, they were decent by accident; we, by design".