Яков Брежнев, когда брат его курировал космическую отрасль (сам Яков называл космическую программу Хрущёва «голоштанными потугами к прогрессу»), сказал по поводу успехов СССР в космосе брату: «Лёня, нельзя летать в космос с голой задницей. Нужно её чем-то прикрыть, а то она слишком видна всему миру снизу» (что и было в некотором смысле выполнено буквально, когда Юрию Гагарину за успешный полёт в космос распоряжением Совета министров СССР выдали 6 комплектов нижнего белья).
Леонид Ильич ответил: «Яша, это политика. Ты думаешь, мы не понимаем, что нам ещё рано в космос? Людей толком не можем накормить!» Это, конечно, не помешало ему в декабре 1961 года превыспренне произносить с официальной трибуны: «Кончается эра, когда человек был прикован к Земле».
* * *
Названное относилось, конечно, не только к космосу. Напр. в книжке о техно-политической истории проекта Ту-144 (Howard Moon, "Soviet SST: The Techno-Politics Of The Tupolev-144") цитируется воспоминание западных авиационных специалистов о том, как в середине 70-х СССР (надеявшийся ещё по инерции на экспорт Ту-144) привёз их на завод с огромными станками для фрезерования титановых плит для Ту-144. Станки превосходили по размерам всё, что существовало на Западе.
(По иронии, идея сборки Ту-144 из цельных плит гигантского размера обрекла проект Ту-144 на крах, даже если бы он не оказался обречён общей технологической отсталостью Советского Союза и неспособностью СССР произвести надёжные бортовые системы. Большие плиты создавали опасно-разрушаемую конструкция планера с беспрепятственным распространением усталостных трещин -- разработанный планер Ту-144 оказался непригоден к эксплуатации и требовал полной пере-разработки.)
Завод вызвал восхищение специалистов.
После этого их повезли, в рамках культурной программы, в усадьбу Льва Толстого, и по дороге западные специалисты посмотрели на жизнь русских деревень окружавших чудо-завод: покосившиеся бревенчатые деревянные избы, воду зачёрпываемую ведром из колодца, старух жнущих хлеб снопом и т.д.
Вбухивая колоссальные средства в показушную программу, советское правительство держало своих граждан (прямо в сёлах окружавших "чудо-завод") в нищете хуже начала 19-го века.
Вот эту-то советскую жизнь (африканского уровня и с африканской инфраструктурой) и должен был обслуживать чудо-самолёт.
* * *
– Какая благодать снизошла на человечество оттого, что Ю.А.Гагарин проехался по самому краешку этих пространств - мне неведомо. На Земле еще столько интересного, неизведанного и незаконченного! Не забудем, что ради подобных мегапроектов приходилось из бедного советского народа жилы тянуть: недаром сразу после гагаринского полета начали закупать зерно за границей, и случился новочеркасский расстрел.
– Это как вопрос о том, следует ли покупать дорогое украшение, когда дети дома не кормлены. Не следует, конечно. Но раз уж украшение куплено и деньги уплачены (и хода назад нет — вложения сделаны бесповоротно), то совсем пропадать той ценности, за которую _уже_ уплачено, тоже ни к чему -- можно ею и погордиться, или ещё как иначе попользоваться на семейную пользу. С пониманием, что это была безнравственная покупка, и что наперёд так поступать нельзя.