Sergey Oboguev (oboguev) wrote,
Sergey Oboguev
oboguev

Category:

САМАЯ ДОЛГАЯ НЕНАВИСТЬ


Западная русофобия является текущей формой наиболее продолжительной ненависти в мировой истории, тянущейся на более чем две тысячи лет.

Эта совершенно исключительная в мировой истории ненависть, исключительная также по значимости для формирования западного самосознания и само-образа, связана с тем, что европейская цивилизация всегда была двухсоставной и имела два ядра -- восточное и западное: греко-римский мир, Византия и Запад, Россия и Запад.

Русофобия -- текущая фаза двутысячелетней ненависти западного ядра европейского мира к его восточному ядру, вослед прежде такой же ненависти Запада к Византии, а до того -- западной части первоначальной римской империи к её восточной части.

О. Неменский в классической статье "Русофобия как идеология" (ВН №13, стр. 26 сл) описывает её такими словами:

«Первую масштабную пропагандистскую кампанию по дискредитации Восточной (греческой) части Римской империи предпринял ещё Октавиан Август в период своей борьбы с Марком Антонием [...] именно тогда впервые были сформулированы основные идеологемы противопоставления «Запада» и «Востока» как противоположных и даже враждебных традиций и донесена до широких слоёв гражданского населения западной части Империи модель позитивной "западной" идентичности».


Затем на роль демонизируемого "Другого" используемого "от противного" для конструирования западной идентичности была задействована Византия.

Каковую и сменила уже Россия:

«Постренессансное понятие "Востока" было во многом схожим с его презентациями в эпоху Октавиана Августа, но стало гораздо более глубоким и сложным. Это уже не просто иное, диктующее необходимость самозащиты. "Восток" (Orient) теперь — это сфера постижения принципиально низшего, окультуривания неправильного Другого, что уже тогда становилось основой формирования европейской колониальной идеологии. Этот общеевропейский концепт характеризовался общим стабильным списком эпитетов и характеристик (дикость, деспотизм, отсталость, грубость, жестокость, чувственность, пассивная тяга к подчинению и т.д.). Восток — понятие в данном случае не географическое, а культурное, основанное на "неискоренимом различении западного превосходства и восточной неполноценности" [20]. Образ Востока не столько был результатом реального изучения иных культур, сколько оказывался европейским самообразом в негативе: он являл собой сумму всего того, что воспринималось как дурное, и оттенял позитивный самообраз "Запада". Изобретение "Востока" и было изобретением собственно "Запада" как особой цивилизационной идентичности.

При этом Восток — это всегда испорченное отражение Запада. Восприятие православия как попорченного христианства было тождественно восприятию ислама как вторичного варианта арианской ереси. А потому естественная задача, миссия Запада — овладение Востоком, его исправление. Как пишет польская исследовательница Мария Янион, "визуализация Востока (“они”) осуществляется в целях самоидентификации Запада (“мы”)… Противопоставление Запада и Востока разделяет качества следующим образом: Запад есть логичный, нормальный, эмпиричный, культурный, рациональный, реалистичный. Восток же косный, выродившийся, некультурный, отсталый, нелогичный, деспотичный, не участвующий творчески в мировом прогрессе" [21]. Носитель всех этих черт для польской культуры — Россия.

Столь яркий образ "антиподов цивилизации", являясь частью западной культуры, стал и частью западного самосознания. Русофобия имеет обратный эффект: западная цивилизационная идентичность стала зависима от образа России. В некоторых случаях русофобия становится также и частью национальной идентичности. "Манихейская" картина мира, особенно свойственная современной американской культуре, предполагает наличие, помимо образа абсолютного добра, воплощённого Америкой, и образа абсолютного зла. Годы "холодной войны" утвердили на этом месте Россию, и даже вполне сознательные попытки сменить её в этом статусе "международным терроризмом" пока что не достигли цели.

Любое зло в мире воспринимается как следствие российского влияния. Россия оказывается онтологическим источником зла ровно в той же мере, как США — источник и воплощение добра. И, соответственно, её образ призван ярче всего выражать то, с чем особенно борется американское общество. Например, мнение, что США являются страной, победившей расизм, сразу оборачивается утверждениями о расистском характере общества в России. То же можно сказать и про польскую национальную идентичность, для которой негативный образ России приобрёл структурирующее значение ещё столетия тому назад. Можно говорить о наличии у поляков сильной психологической зависимости от русофобской информации. Как написал один польский автор: "Антироссийское воспитание, которому последние шестнадцать лет подвергаются поляки… принесло странный и неожиданный эффект: их психическая зависимость от России стала так глубока, как никогда раньше» [32]. Кроме того, русофобия является основой для чувства превосходства, а оно само по себе требует постоянного самоутверждения. Если есть "польские ценности", то либо утверждается наличие прямо им противоположных "русских ценностей", либо полное отсутствие ценностей в России как таковых.

Русофобия стала сущностной составляющей западной идентичности».

https://archive.org/details/voprosy_natsionalizma/vn013/page/n25/mode/2up


Русофобия поэтому несопоставима с прочими европейскими историческими этнофобиями, как то франкофобией англичан или германофобией французов и т.д. Она находится в совершенно иной плоскости и имеет фундаментальное значение для общего западного самосознания, лежит в самом его фундаменте. Западные межквартальные фобии не состоят ни в каком сравнении по роли для структурирования западной самоидентичности, разработанности и исторической длительности с фобией относительно "Востока".

Русофобия -- это ненависть одного ядра европейской цивилизации к другому, несравнимая поэтому также с отношением Запада к внешним сущностям (мусульманам и т.д.)

Это ненависть Каина по отношению к Авелю.

В мировой истории, хотя бы отчасти с нею сравнима по длительности и глубине только ненависть евреев по отношению к нееврейскими народам.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments